Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.

Содержание

Ведение……………..……………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………...7
1.1. Принципы правового государства………………………………………...7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства…………………………………………………………..9
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………...35
Список сокращений…………………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Гражданское общество.docx

— 75.35 Кб (Скачать документ)

       2) формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как в современном обществе человек удовлетворяет свои  интересы  и  реализует  свою  свободу, вступая в различные ассоциации;  
     3) разделение  властей на три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности при выполнении государством своих правовых задач.4

        Становление гражданского общества — стратегическая цель реформ в России. Только оно станет подтверждением положительного итога коренных преобразований в России. Концепция правового государства в эпоху развитого индустриального общества и перехода к постиндустриальному развитию — это концепция демократического  конституционного государства. 
        Идея Гоббса и Гегеля о том, что правовое государство невозможно без гражданского общества, была каким-то странным образом трансформирована в свою противоположность: гражданское общество невозможно без правового государства. Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним   относятся следующие: верховенство закона; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные средства массовой информации; демократические и свободные выборы;  гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина.

     Представляется, что на современном этапе необходимо внедрение в практику российской политической жизни трех общественных институтов — института общественных слушаний по социально значимым правовым проблемам, института общественной законодательной инициативы и института  всенародного обсуждения законопроектов. Создание таких общественных институтов призвано укрепить гражданское общество, способствовать развитию правовых и  демократических институтов государства.  
   В России предстоит формирование правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей при реальном плюрализме в обществе. Этому может способствовать рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, стабилизации общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий.5

     Государство как правовая форма организации  и функционирования публичной политической власти является институцией гражданского общества. Такая характеристика государственности  предполагает строгое концептуальное различие сфер гражданского общества и государства. 
    Первая — это сфера свободной, автономной активности гражданина, который выступает как самостоятельный, независимый индивид, преследующий свои частные цели и интересы.  Граждане  в этой сфере формально равны, и отношения между ними регулируются гражданским правом. Столь же автономными являются и ассоциации, общественные учреждения, которые создаются гражданами в этой сфере (общественные объединения, средства массовой информации, политические партии,  профсоюзы,  гражданские движения, союзы предпринимателей и т.д.). 
    Вторая сфера — это область публично-властных отношений и институтов, в которой государство как аппарат должно действовать только в общих интересах. В этой сфере государство и граждане вступают в публично-правовые отношения двоякого рода. Во-первых, граждане выступают как политически активные субъекты, устанавливают эти отношения по своей воле и формируют, в общем и целом, аппарат публичной власти. Они реализуют тот элемент своей правосубъектности, который именуется конституционно-правовыми  отношениями. Во-вторых, граждане вступают в отношения с представителями аппарата публичной власти. В этом случае возникают отношения формального неравенства, отношения повеления-подчинения. Как публично-правовые отношения, они регулируются в основном конституционным, административным правом и процессом. 
    Разумеется, не только этими отраслями права урегулированы публично-правовые отношения общества и государства. Многие из них регулируются международным публичным правом.  Это, прежде всего правопреемство, признание, ответственность в международном праве, право международных договоров, вопросы территории и государственных границ. Особую значимость приобретают проблемы международной защиты населения, прав и свобод человека, борьбы с преступностью, мирного урегулирования международных споров, обеспечения международной безопасности и предотвращения вооруженных конфликтов. 6

     В этой связи невозможно переоценить  значение Устава ООН, Декларации о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с  Уставом ООН от 24 декабря 1970 г., Заключительного  акта СБСЕ в Хельсинки от 1 августа 1975 г., Венских конвенций 1978 и 1983 годов. На основе этих и других международных актов регулируется правосубъектность индивидов, неправительственных организаций и транснациональных корпораций. Отсюда развитие получает концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, международные стандарты этих прав, определенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Международными пактами о правах человека 1966 года. 7

     Конституция Российской Федерации дает следующую  основу для  взаимодействия  органов государственной власти и гражданского общества8: 1)ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 2) ст.10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, Конституция Российской Федерации провозгласила и гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (ст.130–132). 
   При обсуждении проектов Конституции РФ в 1991–1993 годах предлагалось выделение в тексте Конституции специального раздела  «Гражданское общество», в который предполагалось включить главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные объединения», «Религиозные объединения», «Средства массовой информации» и т.д. Хотя это предложение не было реализовано, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции Российской Федерации 1993 года, но уже без названного раздела. В тот период конституционной реформы было решено, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.  
   Конституция Российской Федерации 1993 года стала значимой вехой в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции Российской Федерации было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы: в ст. 13 Конституции Российской Федерации предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом; в ст. 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура; в ст. 30 закреплено право каждого (то есть как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов.  
   Главными направлениями деятельности государства, стремящегося к укреплению своего правового характера и к постоянному диалогу с гражданским обществом, являются: обеспечение развития негосударственных средств информации; создание налоговых и иных условий для малого и среднего бизнеса; дальнейшее укрепление многопартийной системы.9

     Конституция Российской Федерации закрепила  свободу экономической деятельности, признала частную, государственную, муниципальную  и иную формы собственности. Конституционные  положения устанавливают новые  правовые отношения между органами государственного управления и экономическими структурами. В достижении конституционных  целей важнейшее значение имеет  реализация правового потенциала государственного управления в сфере экономики.

     Наиболее  существенными аспектами понимания  взаимоотношений государства и  гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества  —  экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. — принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.   

     Вовлечение  общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в  различных формах, одной из важнейших  среди которых является участие  различных общественных структур в  процессе создания законов, затрагивающих  интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и  саморазвитию гражданского общества.10

       Именно конституционные основы  государственного строительства  (прежде всего — народовластие,  федерализм, суверенность Российской  Федерации, ее целостность и  единство, верховенство Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов, разделение при осуществлении  единой власти по вертикали  и горизонтали,  разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования и взаимодействия с гражданским обществом.  Принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти закреплен в ст. 32 Конституции Российской Федерации, в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, в  частности, применительно к выборам глав администраций краев, областей.  
   Однако приведенный перечень принципов не может быть признан исчерпывающим. Так, португальские юристы И.Мораиш, Ж.М.Ф. де Алмейда и Р.Л. Лейте Пинту пишут о таких принципах, как следование публичному интересу, справедливость и беспристрастность. Итальянский административист М.Джаннини дополняет эти принципы еще одним — равным отношением ко всем людям, что означает недопустимость дискриминации. 11 
   Для разумной взаимосвязи исполнительной власти и гражданского общества целесообразно создание следующих предпосылок: 
 построение действительно демократического государства, в котором исполнительная власть и ее органы были бы тесно связаны с обществом и получали от него доверие и поддержку; здесь принципиальны как система формирования органов исполнительной власти, так и политические механизмы; обеспечение системы исполнения решений в информационном аспекте, поскольку только достоверная, оперативная и общественно значимая информация способна служить основанием для знания правды о системе исполнительной власти и государственного управления в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Гражданское общество в России 

     2.1.     Формирование гражданского общества в России 

     Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

     Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.

     Неразвитость  гражданского общества в современной  России во многом обусловлена ошибками реформаторов начала 90-х годов ХХ века. Оказалось, что между формированием  частной собственности, становлением рыночной экономики, демократических  свобод, формированием среднего класса и верховенством права есть объективная  и неразрывная связь.12

     Гражданского общества европейского образца у нас никогда не существовало. Российское государство всегда господствовало над российским обществом. На этой почве формировалась бюрократическая традиция политической власти и практики: гражданин есть собственность государства. И все его действия либо определяются властью, либо являются покушением на власть. Государство стало всеобъемлющим инструментом для реализации задач, направленных на свое воспроизводство. Все сферы общественной жизни в этом случае требовали тотальной подконтрольности со стороны государства. Без этого само существование бюрократического государства становилось невозможным.

        В свою очередь, необходимость  в полном контроле и соблюдении  интересов государства требовала постоянного воспроизводства аппарата, который сможет осуществлять этот контроль и блюсти свои интересы.

     Гражданское общество как система отношений, в которой индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением. Однако в России в связи с рядом объективных и субъективных факторов отсутствуют многие предпосылки для формирования гражданского общества. Ведь наличие  гражданского общества обуславливают три основных критерия: политический, юридический, социально-экономический. Политическим показателем гражданского общества выступает наличие демократического режима осуществления власти. Речь идет о правовых способах осуществления власти, о демократических приемах воздействия на население, осуществлении свободы личности, защите прав граждан, участии народа, политических партий в управлении государством. У нас же — полудемократический режим с сильным «оттенком» авторитаризма, отсутствует хорошо отлаженная, надежно функционирующая многопартийная система. При этом следует подчеркнуть, что авторитарные методы, как временная мера, исторически оправданы.13

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства