Государство и право как фактор общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:02, реферат

Описание

Государство и право – важнейшие факторы общественного развития. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве и государстве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако, изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское сохранились.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Понятие, происхождение и функции государства…...………………...……….4
Сущность и понятие права……………………………………………………….7
Понятие общественного развития………........……………………………..….10
Роль государства и права в общественном развитии………………………....13
Заключение…………………………………………………………………...….16
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Государство и право как фактор общественного развития.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Казанский (Приволжский) Федеральный  Университет

Философский факультет (политология)

Очное отделение

 
 
 
 

Творческая  работа по правоведению

  «Государство и право как фактор общественного развития».

 
 
 
 
 

                  студента группы 1813А

                  Иванова А.Е.

                  преподаватель

                  Валиев Р.Г.

                                                     

 
 
 

2011г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Понятие, происхождение и функции государства…...………………...……….4

Сущность  и понятие права……………………………………………………….7

Понятие общественного развития………........……………………………..….10

Роль  государства и права в общественном развитии………………………....13

Заключение…………………………………………………………………...….16

Список  использованной литературы…………………………………………...17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Государство и право – важнейшие факторы общественного развития. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

      По  мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве и государстве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако, изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское сохранились.

     Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие, происхождение и  функции государства

 

     Ни  в науке, ни в международном праве  не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

     Ни  в науке, ни в международном праве  не существует единого и общепризнанного  определения понятия «государство». На 2011 год не существует и юридического определения термина "Государство", признанного наукой и всеми странами мира. По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

     В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение  государства — это «особая  организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»

     Вопрос  о причинах происхождения государства, формах и стадиях этого процесса является сложным и недостаточно изученным. Существует множество теорий происхождения государства, однако в советское время научной признавалась лишь марксистско-ленинская теория. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в условиях идеологического плюрализма "право на существование" имеет любая теория, а степень ее научности должна определяться посредством критики.

 

Из теорий происхождения государства можно  выделить:

  • теологическую;
  • теорию насилия;
  • теорию общественного договора;
  • классовую, или марксистско-ленинскую.

     Теологическая теория была продуктом эпохи, через которую прошли все народы, когда мир воспринимался лишь сквозь призму религии. Отсюда и государство рассматривается как продукт божественной воли. Обычно в качестве представителей этой теории в учебниках приводят средневекового монаха Фому Аквинского и современного клерикального мыслителя Ж. Маритэна. Сюда же, к примеру, следует отнести многочисленных представителей исламской теологии.

    Теория насилия (Л. Гумплович,  Е. Дюринг, К. Каутский) исходит  из того, что государство является  продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д.   

     Теория  общественного договора (Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. 

     Марксистская, или классовая, теория государства  исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Эта теория оказала большое влияние на развитие науки о государстве и праве.    

     Государство в любом случае возникает в  процессе общественного разделения труда. Появление на известной стадии истории людей, профессионально  занимающихся управлением, т.е. осуществлением властных функций, было столь же естественным, как появление ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

     Наиболее  общими признаками государства являются: публичная власть, разделение населения  по территориальному принципу и налоги.

     Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.

  Второй признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

  Третий признак государства - налоги - это учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.     

     Ряд авторов в качестве самостоятельного признака государства рассматривают  государственный суверенитет. Следует  отметить, что суверенитет - это признак  государственной власти, а не государства в целом. Суверенитет можно считать признаком государства с известной долей условности как признак функциональный.

     При определении сущности государства  проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура  имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).

     Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства ( охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная ,защита государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений экономических и культурных связей, борьба с международной преступностью, участие в международной охране окружающей среды.

 
 

                                 Сущность и понятие права

 

     Вопрос  о том, что есть право, в чем  его сущность, традиционно рассматривается  в теоретической юриспруденции  в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля, Р. Иеринга - защищенный интерес, Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

     Многозначность  определений права, неутихающие  споры о его существе привели  некоторых исследователей к пессимистическому  выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

     В Энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона указывалось:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей  в обществе; это определение права  указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.

  В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

     Право — это совокупность установленных  или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

     Либертарно-юридическая  концепция:

     Право — единство равной для всех нормы  и меры свободы и справедливости.

     Проблема  правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение  самые разнообразные отношения  и интересы людей, оно имеет различные  формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

     Известно, что сущностью любого предмета, явления  философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

     Сущность  права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

     В эпоху периода от первобытного строя  к цивилизации явно проявилась необходимость  установления и поддержания единого  порядка отношений с внешним миром. Такими потребностями, породившими право, являются: необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию; необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно-различным, вызвало неустранимые противоречия и конфликты; необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Информация о работе Государство и право как фактор общественного развития