Государство и церковь в 1930-е – 1940-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы не только рассмотреть законодательно оформленные отношения государства и церкви в этот период, но и по доступным нам документам выявить, как написанное на бумаге претворялось в жизнь и отражалось на религиозности населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПЕРИОД

ИНТЕНСИВНЫХ ГОНЕНИЙ (1928 – 1934 гг.). 6

1.1. Позиция государства в отношении православия и православных. 6

1.2. Положение православной церкви в СССР. 10

1.3. Вовлечение в народное хозяйство церковных ценностей. 15

ГЛАВА II. ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РПЦ В 1935 – 1941 г.г. 19

2.1. Эпоха «большого террора». 20

2.2. Церковь «вне закона». 23

2.3. Сопротивление гонениям на РПЦ. 27

ГЛАВА III. ПЕРИОД "ПОТЕПЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" (1941 – 1948 г.г.) 29

3.1. Особенности отношения властей к РПЦ в конце 30 – 40-х годов

ХХ века. 29

3.2. Место РПЦ во внешней политике СССР. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

    Начинаются сборы средств в помощь фронту среди верующих на подарки воинам, на содержание раненых, осиротевших детей. По инициативе Церкви проводится сбор средств для создания танковой колонны им. Дмитрия Донского, затем на авиационную эскадрилью. Всего за годы войны от РПЦ в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб. В Ленинграде, несмотря на тяжелейшие условия блокады с 1941 по 1944 гг.., православные верующие внесли в Фонд обороны более 13 млн. руб.

    Активную роль РПЦ в противостоянии захватчикам высоко оценило руководство партии и государства. В телеграмме Местоблюстителю митрополиту Сергию от 25 февраля 1943 г. И.В.Сталин писал: “Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии”.

    Патриотическая деятельность РПЦ и её руководства в первые годы войны сыграла важную, если не решающую роль в крутом изменении властью своего отношения к Церкви в лучшую сторону.

    В 1942 году, когда немецкие танки были отогнаны от Москвы, была создана государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, членом которой стал Митрополит Николай (Ярушевич). Этот факт трудно переоценить. Иерарх Церкви становится участником государственной организации – такого не было в России ни в Отечественную войну 1812 года, ни в Первую Мировую. В рамках новых церковно-государственных отношений, Митрополит Николай, все остальное время войны находившийся в Москве, выпускает книгу «Правда о религии в России», получившая широкое распространение на Западе и в СССР, в которой новая модель церковно-государственных отношений была представлена во всей красе. Он также становится членом «Всеславянского комитета» - международной организации, посредством которой советская внешняя политика оказывала влияние на будущих партнеров по Восточной Европе. В этом качестве он принимает иностранные делегации, дает интервью иностранным корреспондентам.

     Для Митрополита Николая (Ярушевича) та памятная встреча в 1943 году не стала неожиданностью, а скорее итогом, признанием, и констатацией факта изменения религиозной политики советского правительства в лице Сталина. Подготовка к этой встрече шла все лето 1943 г. Переговоры с ответственными сотрудниками НКВД вели митрополит Николай и протоиерей Николай Колчицкий, вскоре ставший управляющим делами Московской Патриархии. В ходе той памятной встречи, происходившей глубокой ночью (по обыкновению Сталина) вождь обещал иерархам многое: возможность избрания Патриарха, открытие храмов, монастырей, духовных школ, освобождение заключенных священнослужителей, обеспечение руководства Церкви рабочим помещением и полным жизнеобеспечением. Другим важным итогом встречи стало сообщение иерархам о создании государственного органа для контроля Церкви – Совета по делам Русской Православной Церкви. Через 10 дней, 14 сентября 1943 г. СНК СССР принял постановление №993 «Об организации Совета по делам Русской православной церкви», за подписью Сталина. На него была возложена задача «Осуществления связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР». В условиях новых отношений эта организация, хотя и состояла из офицеров КГБ, уже не была карательной, а скорее контролирующей. Председателем Совета был назначен Карпов Г.Г., являвшийся полковником госбезопасности. 29 ноября 1943 г. Совнарком СССР формально принял постановление за №1325 «О порядке открытия церквей» и предоставил на этот счет значительные права верующим и соответствующие полномочия местным органам власти и новоявленному Совету.

     Не  все обещания, озвученные на той  встрече были выполнены, либо были выполнены не полностью. Тем не менее, сделано было много. В первую очередь через 4 дня («большевистскими темпами», как выразился Сталин) начал свою работу Архиерейский собор, избравший Патриархом Митрополита Сергия (Страгородского). Достаточно быстро были освобождены некоторое епископы и священники. Позже, в 1946 году были открыты Духовные Школы и некоторые крупные монастыри.  

     3.2. Место РПЦ во  внешней политике  СССР.

    После двух десятилетий масштабных гонений  в сентябре 1939 года Русская Православная Церковь снова выросла. Что же произошло? На территории Западных Украины и Белоруссии, отошедших к СССР после уничтожения Польского государства оказались несколько православных епархий с епископами, священниками, храмами и монастырями. На новоприсоединенных территориях советская власть не стала разворачивать широкомасштабного разрушения Церкви. Советская антирелигиозная политика на новых территориях ограничилась национализацией церковной собственности, закрытием богословских учебных заведений, отдельных храмов, единичными арестами священнослужителей.

    Такая лояльность была продиктована во-первых глобальными политическими расчетами. Получив Восточную Польшу, Прибалтику, Бессарабию и Северную Буковину (позже, в 1940 г.) Иосиф Виссарионович желал простереть свое влияние дальше – на балканские государства: Румынию, Югославию, Болгарию и Грецию. Православная Церковь была единственной силой, которая могла бы связать православных этих стран с жителями СССР. Советская экспансия на Запад планировалась Сталиным. Вот теперь Сталину была нужна Церковь, а значит, пора было сворачивать гонения. Так, в 1941 году фактически свернул свою деятельность Союз воинствующих безбожников.

    Не  секрет, что осенью 1943 года, когда  исход войны был практически  ясен, Сталин вновь вспомнил о своих  европейских планах и участии  Церкви в них. Теперь всему миру нужно  было продемонстрировать сильную и свободную Православную Церковь в СССР – в первую очередь народам стран, которые Сталин хотел включить в зону влияния СССР – Греции, Югославии, Румынии, а во-вторых – накануне Тегеранской конференции - союзникам, воздействие на которых через Церковь к тому времени стало уже обычным явлением, и в третьих – русским эмигрантам, многие из которых с большим воодушевлением относились к успехам их Родины.

    Все новые условия жизни Церкви стали  действительно полной неожиданностью для большинства верующих, казались просто невероятными.

    Своего  пика благожелательное отношение государства  к Церкви достигло во второй половине 1946 – начале 1947 гг. Тогда в русле  участия Церкви во внешней политике СССР были задуман грандиозный проект: Созыв в Москве Всеправославного Собора и создание т.н. «Православного Ватикана», подразумевавшего эффективное влияние содружества всех Поместных Православных Церквей с лидирующей ролью РПЦ на мировую политику в интересах Советского Союза. К началу 1947 г. стало ясно: влияние на Восточные Патриархаты, полученное в 1945 г., потеряно.

    Началось  «охлаждение». Так планировавшееся  в 1947-1948 годах открытие Киевской Духовной Академии и Новосибирской Духовной Семинарии не было осуществлено. В 1947 г. было запрещено проводить церковные  сборы на патриотические цели. Вместо этого было значительно увеличено налогообложение приходов и епархий и введена обязательная подписка духовенства на государственные займы. Количество монастырей за 1947-1948 годы сократилось с 104 до 85.

    Окончательно  надежды советского правительства на эффект внешней деятельности Церкви рассеялись в 1948 году, когда политические события и Московское Совещание глав и представителей поместных Православных Церквей показало, что Греция и Югославия уже никогда не будут находиться под влиянием СССР, а влияние в экуменическом движении (на него Сталин также возлагал определенные надежды) приобрели американцы. В связи со всеми этими обстоятельствами после 1948 года не было открыто ни одного нового храма, монастыря или духовной школы. В августе 1948 г. были запрещены крестные ходы из села в село, молебны на полях и т.д. Так и не был принят проект нового законодательства о религиозных организациях. Все изменения в правовом статусе Церкви принимались секретными постановлениями, в изъятие из существующего законодательства, что позже, в конце 50-х – начале 60-х годов позволило развернуть новые гонения на Церковь на вполне законных, с государственной точки зрения, основаниях.

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В 30-е годы завершалось построение монолитного тоталитарного государства. «В таком государстве не было места для Церкви, в особенности Церкви, сохранившей до некоторой степени внутреннюю независимость» - пишет Поспеловский [3;164]. Поэтому к концу 30-х на всех уровнях власти: на законодательном, исполнительном и судебном, если так можно говорить, стремились свести на нет былое влияние религии.

    В советский период РПЦ подверглась  невиданному притеснению, она была лишена большей части собственности  и подвергалась массовым репрессиям, включая физическое уничтожение тысяч священников и монашествующих и сотен тысяч активных прихожан. Лишь после признания церковью легитимности Советского государства и начала активного сотрудничества с властями (в том числе в деле назначения священнослужителей) ей было позволено существовать как организации. Ее социальные функции были радикально урезаны. Фактически церкви была разрешена лишь мистическая (обрядовая), отчасти психологическая и крайне ограниченная экономическая деятельность. Это прослеживается по всей внутренней логике постановлений и по открытым высказываниям или оговоркам властей предержащих. «Учитывая, что запретительные меры против религии, верующих и духовенства гораздо больше соответствовали всему духу, направлению государственной политики и политической атмосфере в стране, можно смело предположить, что восстановление справедливости по отношению к духовенству было гораздо более редким явлением, чем противоположные процессы» - отмечено исследователем и само выходит по документам. Но не менее очевиден тот факт, что «лишенная имущества и не признаваемая законом, Церковь не умирала и самим своим существованием опровергала марксистское учение о религии как о классовом явлении, обусловленном экономическими факторами» [3;164]. В рамках данной работы мы не можем обоснованно рассуждать о причинах этого явления. Тем не менее, возрождение Церкви уже в годы Великой Отечественной Войны убедительно говорит в пользу этого факта. В годы войны Русская православная церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага. В тогдашней официальной политике известное расширение деятельности религиозных общин и духовенства стало возможным как вследствие инициативы самих верующих и возрождения религиозных чувств в обстановке чрезвычайных испытаний, так и в результате осознания высшим руководством страны необходимости известного раскрепощения духовных сил народа в целях мобилизации всех его ресурсов на нужды войны.

 

    

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

    1. Кашеваров А.Н. Государство и  Церковь. Из истории взаимоотношений  советской власти и Русской  Православной Церкви. 1917-1945. СПб, 1995.

    2. Священник Алексей Николин. Церковь  и государство: история правовых  отношений. М., 1997.

    3. Поспеловский В.Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

    4. Регельсон Л. Трагедия русской  Церкви. 1917 - 1945. М., 1996.

    5. Русская Православная Церковь  в советское время (1917—1991) / Сост. Г.А. Штриккер.Кн. 1.М., 1995.

    6.Русская  Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 - 1941: Док. и фотомат. М., 1996.

    7. Цыпин В.А. История русской  церкви. 1917 - 1997. М., 1997.

    8. Цыпин В. А. История Русской  Православной Церкви 1917-1990. Учебник  для Духовных семинарий. М., 1994.

    9. Черная книга коммунизма. Преступления. Террор. Репрессии. / Ред. Ронсак Ч. М., 2001.

    10. Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10; 2003. №2.

    11. Бодягин К. Гонения на Русскую  Православную Церковь в 20 веке. Дипломная работа. СПбДА., 1998.  

Информация о работе Государство и церковь в 1930-е – 1940-е годы