Государственный орган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

В Конституции Российской Федерации отмечено: «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, важная роль в формировании правового государство в России отводится, в том числе, и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Понятие и признаки государственных органов …….……………………….5
Классификация государственных органов…………………… ………….….8
Органы исполнительной, законодательной и судебной власти…………....11
3.1. Органы законодательной власти………………………………..…………….11

3.2. Органы исполнительной власти………………………………..……..……....15

3.3. Органы судебной власти………………………………..………......................20

Заключение …………………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая то ТГП.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

      2. Классификация государственных органов

      Разносторонность  и многосложность деятельности государственного механизма обусловливает значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

      Органы  государства классифицируются по различным  основаниям (см. схему).

    

     Расмотрим каждую класификацию более подробно.

     По  способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

     Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Первичные — это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства — Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

     Производные — это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

     По  объему властных полномочий или территориальному признаку органы государства классифицируются на высшие (федеральные органы) и местные (органы субъектов Российской Федерации). Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.). Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

     По  широте или характеру компетенции  выделяются органы государства  общей и специальной компетенции. Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

     Органы  государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности, специализируясь на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранных дел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).

     По  порядку принятия решения (по порядку  осуществления компетенций или  порядку реализации полномочий) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, к единоличным же – Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.

     Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.

     Помимо  всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей (например чрезвычайные ситуации).

     В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

     На  механизм государства и классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым  создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделение властей. Классификация по принципу разделения властей,  самая существенная из всех, поэтому рассматривается более подробно в следующих разделах. 

     3. Органы исполнительной, законодательной и судебной власти

     

3.1. Органы законодательной власти

     В ходе исторической борьбы против тирании  феодальных монархов выкристаллизовалась  идея парламентаризма - главенства представительного  выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления  демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США сразу и наиболее последовательно была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. Но независимо от формы правления органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть. Как отмечает Д. Локк, "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".

     Органы  законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

     Органы  законодательной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам относятся парламенты. Одной из важнейших функций является принятие законов. Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции - это все высшие законодательные органы, названных стран.

     Представительным  и законодательным органом власти РФ является Федеральное Собрание –  парламент РФ.

        Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов осуществляющих государственную власть в РФ (ч.5 ст.94). Т.к. эта статья помещена в главу 5 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение.

     Федеральное Собрание является постоянно действующим  органом. Федеральное Собрание состоит  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

     Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

       Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно.   Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

     Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.  Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

      Независимость - важнейшее условие выполнения парламентом  своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей либо указки. Федеральное Собрание, не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти.

      Как представительный орган Федеральное  Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, то есть граждан РФ. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избирания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом.

      Другая  конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом.

      Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому законодательный орган в процессе своей деятельности не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

      Законодательными  органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

        Особенностью законодательной ветви  власти является то, что каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти. 

      3.2. Органы исполнительной власти

      В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства  и правительству, либо только главе  государства, либо только правительству.  Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти

Информация о работе Государственный орган