Государственный аппарат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- дать понятие государственного аппарата;

- изложить принципы деятельности государственного аппарата;

- рассмотреть структуру и функции государственного аппарата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Понятие и значение государственного аппарата…………………..5
2.Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………………….8

3.Структура и функции государственного аппарата………………..12
Заключение……………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………….....27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Принцип народовластия проявляется в  демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и  деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

-приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное действие;

обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-единство  системы государственной власти, разграничение предметов ведения  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

-равный  доступ граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

-обязательность  для государственных служащих  решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-единство  основных требований, предъявляемых  к государственной службе;

-профессионализм  и компетентность государственных  служащих;

-гласность  в осуществлении государственной службы;

-ответственность  государственных служащих за  подготавливаемые и принимаемые  решения, за неисполнение либо  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

-внепартийность  государственной службы; отделение  религиозных объединений от государства;

-стабильность  кадров государственных служащих  в государственных органах. 

К числу  этих принципов следовало бы отнести  также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.  

3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  АППАРАТА 

Государственный аппарат  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

В свою очередь, орган  государства является первичным  элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый  государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов  выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют  от имени государства его задачи  и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- обладают  властными полномочиями, чем и  отличаются от государственных учреждений и предприятий;

- имеют  определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются  определенной структурой, то есть  строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются  в порядке, установленном законом.

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком  государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное  свойство государственного органа, качественно  его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Органы  государственной власти занимают центральное  место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

Органы  государственной власти, в зависимости  от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп. По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.

На федеральном  уровне и на уровне субъектов федерации  органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При различных формах правления функции главы государства выглядят неодинаково:

- в парламентских  монархиях (Великобритания, Бельгия,  Япония и др.) они номинальные,  глава государства «царствует, но  не управляет»;

- в республиках  парламентского типа (ФРГ, Италия  и др.) функции главы государства также выражены слабо;

- в президентских  или полупрезидентских республиках  (США, Франция) президентская власть сильна и  наполнена реальным содержанием. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.

Власть  главы государства в президентских  республиках всегда единолична. Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.

Пост  Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой  федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:

является  гарантом Конституции РФ, прав и  свобод человека и гражданина;

в установленном  Конституцией РФ порядке принимает  меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

Информация о работе Государственный аппарат