Государственное устройство Великобритании и особенности развития правовой системы Великобритании в XX- начале XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание

Чтобы добиться всего этого Великобритании понадобились мудрые и решительные руководители и преобразования. В основном это касается государственного устройства и правовой системы, ведь именно эти два института являются «скелетом» государства. Данная тема работы была выбрана мной исходя из того, что она является актуальной и на сегодняшний день. Это связано с тем, что в XX веке произошли глобальные изменения государственном устройстве и праве многих стран. Именно в XX – XIX веках была положена основа такого государства, каким оно является в настоящее время.

Работа состоит из  1 файл

ЭССЕ.docx

— 52.96 Кб (Скачать документ)

Хотя глава государства  по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Закон 1949г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сохранивший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ослабить власть верхней палаты. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко. Король, также как и палата лордов, на основании конституционного обычая обладает правом вето при подписании законов, но практика показывает, что это право не было использовано уже в течение 300-от лет. Но и сейчас палата лордов обладает достаточными полномочиями. В 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни.

 

Законодательный процесс. Проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, но на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем палатой лордов. Глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов принимается по инициативе правительства. В Великобритании это число составляет 95% от общего числа законопроектов. Для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один или несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. В этот период проходит особенно активная работа: согласование позиций членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным законопроектам и т.д. Спикер прибегает к самым разным приемам для сокращения прений: «гильотину» — прекращение прений в назначенный час, «кенгуру» — он выбирает и ставит на голосование лишь некоторые поправки, и др. Спикер пользуется большими полномочиями. Третье чтение заключается в общем обсуждении по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование. Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

 

Исполнительная  власть

Центральная исполнительная власть представлена органом, состоящим  из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер-министр. Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937 г., 1964 г., 1975 г.; Акт о передаче полномочий министров Короны 1946 г.; Акты о дисквалификации депутатов палаты общин 1957 г. и 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жалованье министров 1972 г.

Правительство формируется  после парламентских выборов. Премьер-министром  назначается лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин. Если же лидер партии большинства  не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет  решающее значение.

В Великобритании различают  понятие "правительство" и "кабинет". Кабинет действует внутри правительства, в его состав входит премьер-министр, основные министры и лица, занимающие т.н. традиционные должности - лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, главный  казначей и др.

Высшей инстанцией Правительства  является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций, т.е. кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения. Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров. Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918г. и с тех пор принципиально не изменились:  
1. окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;  
2. осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом;  
3. постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств. 

 

Судебная власть

В Великобритания нет единой судебной системы. Высший центральный судебный орган — Верховный суд правосудия, в состав которого входят Высокий суд и Апелляционный суд по гражданским делам. Высшая судебная инстанция — палата лордов, фактически существуют и 3 судебные системы. В Англии и Уэльсе первая инстанция по уголовным делам — магистратский суд, через который проходит свыше 90% всех уголовных дел. В состав такого суда входит от 2 до 7 мировых судей, которые не являются юристами по образованию и не получают жалованья, поэтому судьями, как правило, становятся только состоятельные люди, представители имущих классов. В крупных городах на должность мировых судей могут назначаться профессиональные юристы, рассматривающие дела единолично и получающие жалованье. В графствах и городах не менее 4 раз в год созываются сессии мировых судей (так называемые четвертные сессии), которые рассматривают наиболее важные уголовные дела с участием присяжных заседателей. Суды ассизов — выездные суды, являющиеся отделениями Высокого суда, — рассматривают дела, обвинение по которым было возбуждено мировыми судьями. Центральный уголовный суд в Лондоне рассматривает дела по преступлениям, совершенным в Большом Лондоне. Апелляции на приговоры мировых судей могут быть поданы в Высокий суд. Уголовное отделение Апелляционного суда рассматривает апелляции на приговоры четвертных сессий, суда ассизов и др. В тех случаях, когда при рассмотрении дела был затронут «юридический вопрос общегосударственного значения», апелляция может быть принесена в палату лордов.

 

Право Великобритании

В новейшее время закон  играет главную роль в системе  источников права страны. Роль и  влиянии прецедента, который в  течение долгого времени Британской истории рассматривался как первоочередной источник права, на данный момент значительно сужены. С начала XX века статутное право и делегированное правотворчество являются главными источниками регулирования правоотношений в различных сферах общества.

Английское гражданское  право, как и во многих странах  мира, регулирует имущественные отношения, а также личные неимущественные  и связанные с ними имущественные. Его главной особенностью является то, что оно некодифицировано. Главным источником гражданского права являются статуты. Они регулируют отношения собственности, некоторые договорные и семейно-брачные отношения. На данный момент структура английского гражданского права остается все еще такой же сложной. Она состоит из большого числа крупных правовых институтов и подотраслей права. Обычно к ним относят право собственности, контрактное право, обязательства из причинения вреда, акционерное право, семейное право и трудовое право.

 

Главное направление развития уголовного права в XX – XIX веках – это отход от средневековой классификации преступлений и гуманизация наказания. Согласно Закону об уголовном праве 1967 года все преступления разделялись по двум критериям. Первый критерий – разделение преступлений на арестные (менее тяжкие уголовные преступления) и неарестные (более тяжкие преступления со сроком лишения свободы свыше 5 лет). Второй критерий – суммарные преступления (менее тяжкие преступления) и преступления, преследуемые по обвинительному акту (тяжкие и особо тяжкие преступления). В Новейшее время наказания за преступления гуманизируются. Наказания назначаются в форме штрафов или лишения свободы. Также в свете этих событий в Великобритании в 1970 году отменена смертная казнь.

 

Заключение

Мы считаем, что и на сегодняшний день Великобритания остается одним из самых мощных государств. Она до сих пор остается конституционной  монархией, но при этом обладает мощным государственным аппаратом. В свою очередь данный факт позволяет Великобритании широко влиять на политику и экономическое развитие стран, входящих в Британское содружество наций.

 

 

 


Информация о работе Государственное устройство Великобритании и особенности развития правовой системы Великобритании в XX- начале XXI вв