Государственное устройство: понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного
устройства 4
1. Понятие формы государственного устройства 4
2. Разновидности формы государственного устройства 6
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации 14
1. Характеристика государственного устройства Российской
Федерации 14
2. Проблема асимметричности Российской Федерации 17
3. Проблема бюджетного федерализма 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

    В мире встречаются и сверхцентрализованные  унитарные государства. Ими обычно становятся такие, в которых произошёл  военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

    Форма унитарного государства способствует ускорению экономического и культурного  роста страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности, даёт возможность центральным органам власти концентрировать в руках центра ресурсы государства и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т. д.). Унитарная форма  удобна для управленческих  бюрократических структур, её предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам, и в нём нет компактно проживающих групп населения с какими-то особенностями (этническими, бытовыми т. д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе географическими условиями), то форма унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией. С другой стороны, унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства, ограничивающий местное самоуправление, – антидемократическое явление7.

    Федеративное  государство – это союз государственных  образований, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью. Федерацию называют союзным государством в отличие от конфедерации (союза государств) и от унитарного (единого, слитного) государства, состоящего из административно-территориальных единиц8.

      В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью, суверенитетом обладают как федерация, так и её члены.

    Источником  федеративной государственности является суверенитет нации, образующей её население и (или) монарха, возглавляющего союз. Нация в федеративном государстве политически едина, но не в полной мере. В юридическом смысле она состоит из народов, каждый из которых претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративном государстве. В то же время, каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.

    Таким образом, государственность субъекта федерации также происходит из суверенитета народа, занимающего его территорию. Ее источником может быть суверенитет монарха, если субъект федерации имеет монархическую форму правления. Так, Объединенные Арабские Эмираты образованы в результате отчуждения эмирами доли суверенитета в пользу союза. Однако каждый из эмиров отчасти сохраняет права главы своего государства.

    В любом случае, и федерация, и участники (субъекты) союза имеют источник государственности. Из этого следует, что на одном политическом пространстве сосуществуют как суверенитеты федерации, так и суверенитеты её членов. Государственность каждой из сторон в федеративных отношениях взаимно ограничена. Ни федерация, ни ее субъекты не обладают полным государственным суверенитетом9.

    В отличие от унитарных государств, власть в федеративных государствах распределяется по вертикали, и в них составные части федераций – их субъекты – имеют своё законодательство, нередко свои конституции, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части унитарного государства.

    Исторически федерации складывались двумя способами: договорным и конституционным. В связи с этим их и разделяют на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов. Конституционные федерации создавались на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признаёт федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путём были созданы, например, ФРГ (1949 г.), Индия (1948 г.) и ряд других государств.

    Федерации можно классифицировать и в зависимости  от того, какое значение в их организации  имеет национальный фактор. Так, одни федерации построены по национальному признаку, другие – на территориально-национальной основе, третьи – на чисто территориальном принципе.

    В настоящее время в мире существует только одна федерация, построенная на национальной (этнической) основе, – Бельгия. Так, основное население Бельгии составляют фламандцы и валлоны. В связи с этим в стране образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель, объявленный двуязычным. Гарантированы права и немецко-говорящего населения, которое составляет менее одного процента.

    Большинство же федераций мира образованы не для решения национального вопроса, а в качестве формы децентрализации государственного руководства страной. Правда, некоторые федерации включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить как национально-территориальные. Национально-территориальный подход соответствует международно-признанному праву народов (наций, этносов) на самоопределение, т. е. коллективному праву на самостоятельный выбор форм организации своей жизни. Такими федерациями являются Индия, Канада, Российская Федерация и др.

    Все другие федеративные государства созданы  на территориальной основе. Это, как  правило, страны с мононациональным населением (Германия, Австрия, Объединённые Арабские Эмираты и др.) либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп (США, Австралия, Бразилия, Мексика), либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

    В истории более прочными федерациями оказались федерации территорий, а не федерации национально-территориальных общностей10.

    В науке конституционного права все  федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными  федерациями являются такие, составные части которых, в соответствии с конституцией страны, равноправны между собой и в отношениях с федерацией. Только субъекты являются частями федерации: в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют11. Это может проявляться по-разному: неодинаковое число представителей территорий в парламенте; небольшие различия в правовом статусе субъектов и др.

    Большинство федераций мира – асимметричные. В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа и т. п.). Асимметрия здесь заложена в самой структуре федеративных государств, где их разные составные части имеют неодинаковый конституционно-правовой статус. Так, в составе США, наряду со штатами, есть федеральный округ Колумбия, не имеющий представителей в Сенате и представленный одним делегатом в Палате Представителей с правом совещательного голоса, федерально-управляемые территории – Виргинские острова, Восточное Самоа, Гуам, ассоциированные государства Пуэрто-Рико и Соединённые Штаты Микронезии и др., которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США).

    Федерации в большинстве случаев имеют  республиканскую форму правления. Но есть и федерации – монархии. Это – Бельгия, ОАЭ, Малайзия.

    Статус  федерации, как её субъектов, определяется конституциями федеративных государств. Все федерации – целостные, суверенные государства.  В отличие от конфедерации государственные образования – члены федерации – не обладают суверенитетом, не могут иметь свои вооруженные силы, не обладают правом одностороннего выхода из федерации (сецессия). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы государственного устройства РФ

    1. Характеристика государственного  устройства РФ

    Государственное устройство Российской Федерации –  это территориальная организация  Российской Федерации, характеризующаяся  федеративной формой её государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами12.

    Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

    При этом приоритетное значение в определении  правового статуса федерации, её субъектов принадлежит Конституции  РФ. Федеративный договор13 от 31 марта 1992 г. “исходит из исторического факта существования Российского государства” и ставит целью только перераспределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и её субъектов14.

    Многонациональный состав населения, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловили  включение в главу 1 Конституции России положений, связанных с характером Федерации и её взаимоотношений с субъектами Российской Федерации.

    Единство  федерации и верховенство её законов на всей территории закреплены в ст. 4 Конституции России: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

    Принципиальное  значение имеет ст. 5 Конституции, являющаяся составной частью “основ конституционного строя”. В этой статье закрепляются принципы федеративного устройства страны: её государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие субъектов Российской Федерации, а также принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (части 3, 4 ст. 5 Конституции России).

    Эти принципы, поскольку они закреплены в главе “Основы конституционного строя”, могут быть изменены не иначе, как путём принятия новой Российской Конституции. Таким образом, федерализм в России является основой конституционного строя.

    В настоящее время Российская федерация  согласно Конституции РФ имеет в своём составе три вида субъектов:

    республики  – государства, образованные по национально-территориальному принципу;

    края, области, города федерального значения – государственные образования, созданные по территориальному принципу;

    автономная  область, автономные округа – национально-государственные  территориальные образования.

    Необходимо  заметить, что равноправие субъектов  федерации не означает их равного  статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Отличаются субъекты федерации и по кругу полномочий, который устанавливается в договорах Российской Федерации с конкретными субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции России республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный круг имеет свой устав и законодательство.

    Субъекты  Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Российская  Федерация имеет единое гражданство. Республики в составе Российской Федерации могут устанавливать  своё гражданство, однако это не означает, что жители этих территорий имеют двойное гражданство, их гражданство следует называть двуединым.

    В России есть единые вооружённые силы, единая система обеспечения обороны  и безопасности. Субъекты Федерации  не вправе создавать свои вооружённые  силы, либо какие-то иные воинские формирования.

    Российская  Федерация как суверенное государство  имеет свою государственную федеральную  собственность, денежную и кредитную  системы, единое экономическое пространство.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, “гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение, товаров, услуг и финансовых средств” (ст. 78). На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74). 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное устройство: понятие и формы