Государственное управление: понятие, принципы, цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:44, реферат

Описание

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Работа состоит из  1 файл

1 семинар..docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

1) представляет собой  определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;   

2) наиболее присущи правовые  средства распорядительного типа;    

3) чаще всего представляет  собой одностороннее волеизъявление  одного из участников регулируемого  отношения;   

4) не исключает использования  диспозитивных средств;   

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих  отношений.   

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.   

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.   

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.   

В настоящее время диспозитивные  средства правового регулирования  начали применяться все более  широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

9. Источники (формы) административного права

 

   Источники (формы) административного  права это внешнее выражение  и закрепление содержания норм административного  права. Виды юридических источников административного права:   

• нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы  административного права;   

• административно-правовой договор нормативного содержания –  двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного  права;   

• административный прецедент  – решение по конкретному управленческому  делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих  в будущем;   

• правовой обычай – санкционированное  государством исторически сложившееся  правило поведения в сфере  управления;   

• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и  т. д.) по вопросам административного  права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы  и принимаются решения по конкретным управленческим делам.   

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).   

Основополагающий источник административного права – нормативный  правовой акт, что обусловлено принадлежностью  российской правовой системы кромано-германской правовой системе.   

Виды нормативных  правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).    

Источники административного  права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее  время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

11. Административное право в системе российского права

 

   Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:   

• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;   

• гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;   

• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;   

• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;   

• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;   

• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;    

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

 

 


Информация о работе Государственное управление: понятие, принципы, цели