Государственное регулирование образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.

Работа состоит из  1 файл

право.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

     Согласно  ст. 31 Закона «Об образовании», органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

     К исключительной компетенции в области  образования органов местного самоуправления относятся:

     — планирование, организация, регулирование  и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных  учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

     — формирование местных бюджетов в  части расходов на образование и  соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

     — обеспечение гражданам, проживающим  на соответствующих территориях, возможности  выбора общеобразовательного учреждения;

     — регулирование в пределах своей  компетенции отношений собственности  в системе образования;

     — создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Система государственного контроля и надзора  в сфере образования

     2.1.Правила  контроля и надзора  в сфере образования

Помимо  представителей налоговой или трудовой инспекций, милиции, санэпиднадзора и других ведомств, контролирующих всех предпринимателей, к бизнесмену, деятельность которого связана с образованием, могут прийти проверяющие из службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

     Правила подобных проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116. В дополнение Рособрнадзор выпустил методические рекомендации по проведению камеральных (письмо от 4 июля 2008 г. N 01-298/09-1) и выездных проверок (письмо от 4 июня 2008 г. N 01-251/09-01). В приложениях к названым письмам приводятся бланки всех документов, которые оформляются в ходе контроля (приказ, уведомление, заявка, план-задание, предписание и др.).

     Проверка  в области образования - это комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству РФ в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов. Исходя из этого в ходе проверки:

     - устанавливается соответствие нормативных  правовых и локальных актов  проверяемого учреждения обязательным  для исполнения требованиям законодательства РФ в области образования;

     - определяется соответствие деятельности  учреждения и его обособленных  структурных подразделений обязательным  для исполнения требованиям;

     - выявляются нарушения и недостатки  в деятельности организации, в том числе причины нарушения законодательства РФ в области образования;

     - вырабатываются предложения по  принятию мер по устранению  выявленных нарушений.

     Порядок осуществления контроля и надзора  в сфере образования устанавливают  Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116) (с изменениями от 4 февраля 2008 г.).

     Контроль  и надзор в сфере образования  осуществляются Федеральной службой  по надзору в сфере образования  и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

     Уполномоченные  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации ежегодно представляют в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки информацию о своей деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере образования по форме, устанавливаемой этой Службой.

     В целях осуществления надзора  Федеральная служба по надзору в  сфере образования и науки  вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами.

     Контроль  и надзор в сфере образования  осуществляются путем:

     а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

     б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;

     в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области  образования.

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят выездные (инспекционные) и камеральные проверки (далее - проверки).

     Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок.

     Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.

     Камеральные проверки проводятся Федеральной службой  по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми образовательными организациями, органами управления образованием и другими лицами.

     Камеральная проверка назначается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

     Проверки  могут быть плановыми и внеплановыми.

     Плановые  проверки проводятся в соответствии с графиком проверок Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят плановые проверки в отношении образовательной организации или органа управления образованием не чаще одного раза в 2 года.

     Внеплановые проверки проводятся в случае поступления  в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний.

     Проверки  осуществляются должностными лицами Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в пределах их компетенции.

     К проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных  организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

     Органы  государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны оказывать  содействие должностным лицам органов  контроля и надзора в сфере  образования в осуществлении  ими возложенных на них обязанностей.

     Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), имеют право:

     -посещать  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, при предъявлении  служебного удостоверения (иного  документа, подтверждающего их  полномочия) проверяемую образовательную  организацию или орган управления  образованием;

     -проверять  деятельность образовательной организации или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

     -запрашивать  материалы и документы, необходимые  для проведения проверок;

     -осуществлять  экспертизу документов;

     -осуществлять  экспертизу качества образования,  проводить тестирование обучающихся  и воспитанников образовательных  организаций.

     Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Результаты  проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой образовательной организации  или органа управления образованием. Форма акта устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

     Руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки.

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определяет меры индивидуального и  общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в том числе выдает образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

     Предписание направляется в образовательную  организацию либо орган управления образованием и в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации  в области образования, - учредителю образовательной организации.

     Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. Отчет о результатах исполнения предписания представляется в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

     Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Государственное регулирование образования в Российской Федерации