Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание

Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем- нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.

Содержание

Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти
2. Формы и методы осуществления государственной власти
3. Легитимность и легальность власти
4. Единство и разделение властей
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки государственной власти.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

В статье 10 Конституции  Российской Федерации установлено: 
"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная  власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную  власть осуществляет государственный  аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. 
Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу, 
“трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчетны ему и подконтрольны.

Разновидностью  такой идеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции “органами управления государственной власти” являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые “Советской властью”, не считаются органами государственной власти” и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.

Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе феномен государственной  власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:

- как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;

- как аппарат  государственной власти, совокупность  властных органов и должностных  лиц и их отношения, связи  между ними;

- как систему  государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Исследование  природы государственной власти показало, что государственность  должна оставаться основной ценностью  гражданина России. С твердой государственной  властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.

Успешное строительство  экономически развитого федеративного  государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.

Смысл демократии не в том, что народ провозглашается  источником власти, не в том, что  органы государственной власти объявляют  себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.

Среди важные предпосылок  серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

- повышение эффективности  законодательного процесса;

- усиление результативности  в реализации принятых законов;

- повышение взаимодействия между различными ветвями власти;

- совершенствование  законодательной техники и планирования;

- всестороннее  расширение связей между депутатами  и избирателями;

-дальнейшее  развитие и обновление всей  законодательной базы 
Российского государства и общества.

В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что  законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить  весомый вклад в развитие нашей  страны, обеспечение достойной жизни  наших сограждан и процветания  нашего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы общей  теории права и государства.  Учебник для Вузов. Под общ.  ред. академика РАН, доктора  юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.:

Издательство  НОРМА, 2001.

2. Вебер М.  Избранные произведения. М., 1990.

3. Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А.

Исаева, М.: Юрист. 1994.

4. Л. Спиридонов. Теория государства и права.  Учебник для Вузов. М.:

Феникс, 1998

5. Пикулькин  Система государственного управления: Учебник для ВУЗов.-

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - М. - Юристъ, 1999

6. А.А. Дегтярев. Политическая власть как регулятивный  механизм социального общения.  Полис: политические исследования. 1996 г. № 3.

7. Малый А.Ф.  Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2001, №3

8. Белькинд Ю.В.  Законность власти // Российское  аналитическое обозрение.

1996, №2.

9. Громыко Ю.Б.  Легитимность и власть // Российское  аналитическое обозрение. 1996, №2.

Законодательные акты

1. Конституция РФ. 1993 г. - М.: Теис, 1996 г.

2. Федеральный  конституционный закон от 31 декабря  1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной  системе РФ” // “Российская газета”. 6.01.1997. № 3.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П // 
Собрание законодательства РФ. 1966. № 19.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти