Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В нас-тоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н. э.), Фома Аквинский (1225 1274) христианские философы и богословы.

Содержание

1. Характеристика теорий происхождения государства………2
2. Государственная власть как особая разновидность социальной власти……………………………………………………………...11
2.1. Введение……………………………………………………......11
2.2. Понятие и виды социальной власти……………………….….11
2.3. Понятие и признаки государственной власти………………..14
2.4. Государственная власть как особая разновидность социальной власти……………………………………………………………18
2.5. Заключение……………………………………………………...20
3. Законодательство субъектов Федерации: понятие, проблемы становления……………………………………………………......21
4. Список использованной литературы…………………………..26

Работа состоит из  1 файл

контра по проблемам тгп.docx

— 48.83 Кб (Скачать документ)

Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные  мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной  власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия  государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

Заключение

Рассмотрев  понятие, признаки и структуру государственной  власти, можно сделать вывод, что  государственная власть в целом  обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие  от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением  специальных правовых средств.

Она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой  точке страны и для всех граждан, юридических лиц. Благодаря этому, властные силы в обществе действуют  в рамках законов, принимаемых и  контролируемых государственной властью.

Характерными  признаками государственной власти являются то, что:

  • она распространяется на все общество;
  • носит публично-политический характер;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется специальными лицами (политиками и т.п.);
  • действует система налогов;
  • население делится по территориальному признаку;
  • ей присущи легитимность, легальность и т.п.
  • государственная власть всегда авторитетна.

В динамичном рассмотрении государственной власти, можно сказать, что в структуре  преобладают следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы государственной  власти. Если же рассматривать государственную  власть в состоянии покоя, в статике, можно выделить два структурных  элемента: волю и силу.

Достоинства государственной власти является то, что она способна управлять обществом, вносить в него организованность и порядочность. Недостатками можно  рассматривать универсальность  и прерогативу государственной  власти т.к. благодаря этим качествам  государство может монополизировать все сферы управления обществом.

 

 

 

III. Законодательство субъектов Федерации: понятие, проблемы становления

 

Российская  Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В ее составе 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Закон — нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

 

Законодательство — это система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.

 

Законы субъектов РФ— нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям З.с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.

 

Система законодательства —- единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.  
Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в таких же по своему характеру и взаимосвязи, как и регулируемые ими общественные отношения.

 

Субъекты РФ - входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения. РФ как федерация состоит из 21 республики. 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ). 

Устав субъекта РФ - основной региональный государственно-правовой акт, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно субъектом РФ и устанавливающий экономические и финансовые основы данного субъекта, систему органов его государственной власти и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и т.д.

Разграничение предметов  ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

 

Юридическая коллизия (лат. collisio — столкновение) — расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. В международном частном праве рассматриваются как противоречие между гражданскими нормами различных государств. В теории государства и права рассматривается гораздо шире (см. классификация юридических коллизий). Коллизия должна обладать двумя обязательными признаками: автономностью и столкновением.

 

Федеративное государство(от лат. "federatio" — союз) — объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

 

Федерализм (фр. federalisme) - 1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер . 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.

 

 

 

Право законодательной  инициативы – это право определенных

Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов  РФ) свои законопроекты и законопредложения  в установленном законодательством  порядке.

 

Пробел в праве - это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, иными словами, это отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений. 
                                    Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит. 2004
  2. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – 2-е изд. – М.: Юрид. лит. 2006
  3. Золотарёва М.В. Асимметрия в федеративном устройстве России // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.
  4. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001.
  5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – М.: Юристъ, 2007
  6. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. Указ. соч.
  7. Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2004.
  8. Российская юридическая энциклопедия. – М.:Издательский Дом ИНФРА-М. 2004
  9. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. – М.: 2005.
  10. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.

 

1Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.-С.314.

2 Гомеров И. Н. Государство и государственная власть; C. 203


Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти