Функции Республики Казахстан в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
2. Изучить формы осуществления функций государства в РК.
3. Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
1.1. Понятие функций государства
1.2. Эволюция развития функций государства и их особенности в государствах различного типа

1.3. Классификация функций государства

Глава 2.Формы осуществления функций государства в Республике Казахстан

Глава 3. Реализация функций государства органами государственной власти Республики Казахстан

3.1. Парламент – законодательный орган РК

3.2. Правительство – высший орган исполнительной власти

3.3. Верховный Суд и местные суды – органы судебной власти в РК

3.4. Прокуратура в системе органов государственной власти республики

Заключение

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

муха отгп.docx

— 54.25 Кб (Скачать документ)

 

- Социальная функция –  обеспечение солидарных отношений  в обществе, сотрудничества различных  слоев общества, реализации принципа  социальной справедливости, защита  интересов тех категорий граждан,  которые в силу объективных  причин не могут самостоятельно  обеспечить достойный уровень  жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства,  здравоохранения, системы общественного  транспорта.

 

- Экологическая функция  – гарантирование человеку здоровой  среды обитания, установление режима  природопользования.

 

- Культурная функция –  создание условий для удовлетворения  культурных запросов людей, формирования  высокой духовности, гражданственности,  гарантирование открытого информационного  пространства.

 

- Образовательная функция  – деятельность по обеспечению  демократизации образования, его  непрерывности и качественности, предоставлению людям равных  возможностей получения образования.

 

К внешним функциям государства  относятся:

 

- Функция обеспечения  национальной безопасности –  поддержание достаточного уровня  обороноспособности общества, защита  территориальной целостности, суверенитета  государства.

 

- Функция поддержания  мирового порядка – участие  в развитии системы международных  отношений, деятельность по предотвращению  войн, сокращению вооружений, участие  в решении глобальных проблем  человечества.

 

- Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической,  политической, культурной и других  сферах с другими государствами.

 

Среди внутренних и внешних  функций государства различаются  функции основные и неосновные.

 

Основные функции –  это наиболее общие, важнейшие направления  деятельности государства по осуществлению  коренных стратегических задач и  целей, стоящих перед ним в  определенный исторический период.

 

Основным функциям государства  присущ ряд общих черт.

 

 Во-первых, в них наиболее  выпукло проявляется классовая  и общечеловеческая сущность  государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется  во всех его функциях. Однако  в различных функциях государства  его сущность и социальное  назначение обнаруживают себя  неодинаково. В основных функциях  они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и  со всей определенностью. В  других же – они не имеют  столь прямого проявления и,  как правило, могут быть определены  лишь посредством рассмотрения  их в связи с содержанием  той или иной основной функции.  Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

 

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя  торговля и т.д.), основные функции  относятся к деятельности государства  в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

 

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный  характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его  внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством  общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сферах экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и поддержания мирового порядка  и т.д.).

 

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его  функций, именуемых неосновными  функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни [4, 255].

 

Необходимо помнить, что  термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности  функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества  различных государственных функций  более широкие по объему и общие  по содержанию основные функции государства.

 

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством  и целеустремленностью система  многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

 

От основных и неосновных функций государства следует  отграничивать функции органов  государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

 

Осуществление основных функций  государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных  функций и функций отдельных  государственных органов. Соотношение  между указанными разновидностями  государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. Не следует  также смешивать функции государства  с принципами его формирования и  деятельности.

 

Функции подразделяются на законодательные, управленческие, правоохранительные, в том числе судебные и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти, это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной исполнительной, судебной, но тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Например, информационная функция характеризует деятельность четвертой власти, средств массовой информации. Она имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество целенаправленная информированность населения, подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для осуществления и функционирования других ветвей власти, всего государства.

 

Функции государства - это  деятельность государства, взятого  в своей целостности, с единой политической, структурной территориальной  организацией. В теории государства  наиболее распространено членение функций  на внутренние и внешние. Внутренне функции государства проявляют себя в экономической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль "ночного сторожа", выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и тому подобное. [3, с.119]

 

Внешние функции - защита общества от нападения извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение  геополитических интересов и  т.п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию  общества, но уже обращенную не вовнутрь, а вовне его жизнедеятельности.

 

Сейчас деление функций  на внутренние и внешние утратило свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний  характер (например, экологическое  направление деятельности государства, и наоборот) Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства, в экологической демографической, сырьевой, космической сферах и других сферах деятельности затрагивающих  всю цивилизацию.

 

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации  и децентрализации функций государства, которые имеют несколько аспектов. В условиях тоталитарного, и как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, неизбежно встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации. В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Функции государства обеспечивают государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе, при этом каждый орган имеет свои функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. В обеспечение выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием наделенных властными полномочиями, а

также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления  своих функций. Государственные  органы являются структурными звеньями государственного аппарата [5, 269].

 

Для образования государственного органа необходима правовая основа, то есть издание специального нормативно-правового  акта. Система государственных органов  устанавливается Конституцией. Различают представительные, законодательные органы, принимающие законы (Парламент, Правительство, Органы исполнительной власти, Министерства и т.д.). На эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И, наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая необязательно должна быть авторитарно диктаторской). Возможна легитимная, основанная на законе, сильная власть. Таким образом, орган государства - это элемент составляющий часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата должно идти от функции к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

 

 

 

Глава 2 Формы осуществления  функций государства в Республике Казахстан

 

 

 

В правовой литературе под  формами осуществления функций  государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма  государства, специфические виды государственной  деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам  деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции

 

Согласно первому критерию, основными формами осуществления  функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная [6, 291].

 

Законодательная деятельность заключается в издании представительными  и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми  государственными органами, общественными  объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

 

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций  государства в сферах развития экономики  и культуры, социального обеспечения  и здравоохранения, транспорта и  связи, охраны общественного порядка  и обороны страны и т.д.

 

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства  путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы  страны.

 

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства  посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Казахстан законов.

 

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

 

Научное и практическое значение данной классификации состоит в  том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится  с принципом разделения властей.

 

Наряду с изложенной в  науке получила распространение  имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием  которой является однородная по своим  внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению  его функций. Она служит выяснению  того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство  использует для выполнения своих  задач и функций право. Сообразно  этой классификации в работе всех звеньев механизма государства  различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как  представляется более целесообразным ее называть, - организационная.

 

Деление форм осуществления  функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все  организационные формы – правовые.

 

Под правовыми формами  осуществления функций государства  понимается однородная по своим внешним  признакам (характеру и юридическим  последствиям) деятельность государственных  органов, связанная с изданием юридических  актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства  относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

 

Правотворческая деятельность – это форма осуществления  функций государства путем издания  нормативных актов, издания или  санкционирования, изменения или  отмены юридических норм. Важнейшая  составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательная  деятельность. Законодательную функцию  государства в РК осуществляет Президент  и Парламент.

 

Парламент Республики Казахстан - высший пред­ставительный и законодательный орган Республики Ка­захстан.

Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период