Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления
функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор
функций государства, далее дано подробное описание классификации функций
государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
В процессе работы была использована научная и периодическая литература.
Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня
совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и
юридического профессионализма.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация функций государства
2. Функции государства и государственный механизм
3. Формы и методы осуществления функций государства
4. Основные внутренние и внешние функции государства
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx функции государства.docx

— 27.72 Кб (Скачать документ)

широкие по объему функции'.

Осуществление функций  государства находится в тесной связи с особенностями

организации и функционирования государственного аппарата.

     2. Функции  государства и государственный  механизм.

Механизм государства, охватывающий все государственные  органы,

непосредственно олицетворят  государство, представляет собой его  реальное

материализованное воплощение, его “плоть и кровь”. Вне и без государственного

механизма нет и  не может быть государства.

Понятие “механизм  государства” тесно связано с  категорией “государственный

аппарат”. Последний  принято употреблять в двух смыслах—широком  и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех

государственных органов  совпадает с определением механизма  государства,

идентично ему. В  более узком смысле под государственным  аппаратом понимают

аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности

исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется   термин

“государственный   аппарат”   в   науке административного  права.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата, если иное не

оговорено, употребляется  в своем широком значении, т.е. как адекватное

категории механизма  государства.

Понятие механизма  государства раскрывается через  характерные черты или

признаки,  позволяющие  отграничить его  как от негосударственных  структур в

политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных

органов.

Во-первых,   механизм   (аппарат)   государства—это   система государственных

органов, основанная на единстве принципов его организации  и деятельности,

закрепленных в  Конституции

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой,

отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и группы

(подсистемы) государственных  органов, их соотношением и  взаимосвязями. При

этом необходимо учитывать, какой системообразующий  фактор структуры

государственного  механизма в соответствующих  исторических условиях данного

государства закреплен  в его Конституции.

Согласно ст. 12 Конституции  Российской Федерации, органы местного

самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

В-третьих, между  государственным механизмом и функциями  государства

существует тесная обратная связь. Функции современного Российского

государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь

при помощи государственного механизма, посредством деятельности  всей системы

объединяемых им  и взаимосвязанных между собой  государственных органов.

Вместе с тем, от функций государства зависти  и структура государственного

механизма,  они  непосредственно  влияют  на возникновение, развитие и

содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач

управления делами общества, воздействия на сложные  социальные процессы и

сферы, выполнения связанных  с этим государственных функций  располагает

необходимыми материальными  средствами, так называемыми “вещественными

придатками”, на которые  опираются в своей деятельности отдельные

государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков  в том, что они выделяются в  механизме государства

не в качестве самостоятельных частей как государственные  органы, а именно как

вещественные придатки последних. К ним относятся различные  материальные

ценности, бюджетные  средства, имущество, сооружения, подсобные  помещения, а

также предприятия, учреждения, организации, необходимые  для функционирования

государственных органов. В рассмотренные материальные средства, “вещественные

придатки” механизма  государства не входят органы местного самоуправления,

профсоюзы, партии и  иные общественные объединения.

Их не следует  смешивать. Последние соотносятся  с государственным механизмом

как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых  признаков позволяет прийти к  выводу:  механизм

современного демократического государства - это признанная   едиными,

законодательно  закрепленными   принципами, основанная на разделении властей и

располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных

органов, посредством  которых осуществляются задачи и  функции государства.

[3]

     3. Формы  и методы осуществления функций  государства

Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные

ему методы. В целом  различают правовые и неправовые методы осуществления

государственных функций.

К правовым формам осуществления  государственных функций относятся:

• Правотворческая  деятельность — подготовка и издание  нормативно-правовых

актов, без которых  реализация функций государства  практически невозможна

• Правоисполнительская деятельность определяет тот факт, будут ли нормативные

акты реализованы  на практике. Эту функцию исполняют  органы исполнительной

власти, возглавляемые  правительством страны. Сущность данной деятельности

заключается  в  повседневном разрешении разнообразных  вопросов

управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-

распорядительные  органы издают соответствующие акты:

• Правоохранительная - деятельность властная правоприменительная  деятельность

по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в  себя принятие мер

по предупреждению правонарушений.

Неправовые формы  осуществления функций государства  охватывают большой объем

организационной, подготовительной работы в процессе осуществления  основных

функций.

Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных  комиссий и

комитетов по совершенствованию  деятельности государственного аппарата,

законодательства  и т.п. Методы осуществления государственных  функций колеблются

в диапазоне от убеждения  до подкупа и насилия. Характер применяемых  в

конкретной ситуации методов во многом зависит от степени  легитимности власти.

[4]

          4. Основные внутренние и внешние  функции государства.         

Среди внутренних функций  можно выделить блок охранительных  функций — охраны

существующих форм собственности, обеспечение (охрана) правопорядка, охраны

природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие

функции.

Охрана существующих форм собственности - функцию, присущая всем государствам

ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем   в

обществах,   где   основной   экономический   потенциал сосредоточивался в

руках того или иного  класса (в эксплуататорских обществах),  государственная

деятельность  нацеливалась  на охрану рабовладельческой, феодальной,

капиталистической частной собственности, за посягательство на которую

устанавливались более  суровые меры наказания, чем за посягательство на другие

её виды.

В демократических  обществах действует принцип  равной правовой защиты всех

форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая  функция любого государства,

вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве  на первый

план выдвигается  охрана прав и свобод граждан, без  чего невозможен подлинный

правопорядок. Поэтому  данная функция модифицируется и  становится функцией

охраны прав и  свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы, окружающей среды выдвинулась в  последние десятилетия

в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и

по отношению к  человеку, его здоровью.

Поэтому   государство   вынуждено   активно   заниматься   этой деятельностью.

Объективным фактором вызывающим необходимость в экологической  функции,

является развитие научно-технической революции и  её последствий для человека.

Создавая огромные блага для людей, научно-техническая  революция одновременно

с тем неизбежно  связана с многократно возросшим  вовлечением окружающей

природной среды  в общественное производство, что  в свою очередь, вызывает

разного рода негативные последствия в экологических  системах; ведет к

загрязнению воздуха  и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу

растительному и  животному миру, здоровью и жизни  человека.

В этих условиях проблема экологии вышла на первый план не только в пределах

отдельной страны, но и в глобальном, международном  масштабе, превратилась в

проблему спасения земли и сохранения человечества.

Основное   содержание   экологической  функции   составляет государственное

управление и координация  деятельности в области охраны окружающей среды,

регулирования природопользования, обеспечения экологической  безопасности,

оздоровления  и  улучшения  качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим

природопользования, берет на себя обязательства перед  своими гражданами по

обеспечению нормальной среды обитания.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что  в развитых странах мира

в число основных стала входить экономическая  функция.

В наиболее близкий  к нам исторический период особенно наглядно это стало

проявляться в форме  регулирования буржуазным государством рыночных отношений

в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость  подобного рода

регулирования возникла в результате проявления жесточайших  кризисов

капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными

экономистами. В частности  Дж. М. Кейнс пришел к выводу о  том, что

саморегулируемая  экономика и рынок – иллюзии  и что только государство может

избежать хаоса, экономических  кризисов, а, следовательно, и социальных

катаклизмов.

Теперь государство  вмешивается в экономику, определяет темны её роста,

устанавливает пропорции  между отдельными её отраслями. Возникли

государственный сектор экономики, то есть государственная  собственность, и

Информация о работе Функции государства