Формирование правового государства и социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является, анализ правового и социального государв в их соотношении.
Цель определила решение следующих задач:
1исследование возникновения и основных признаков правового государства;
2 рассмотрение проблем и перспектив формирования правового государства в России;
3 выявление проблем формирования социального государства в России.

Содержание

Введение......................................................….......................................................3
1 Особенности правового государства…………………………………………...5
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства……………………6
1.2 Основные признаки правового государства…………………………………8
2 Формирование правового государства и социального государства……...19
2.1 Проблемы и перспективы формирования правового государства в России.................................................................................................................................21
2.2 Проблемы формирования социального государства в России................23
Заключение………………....……………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..27
Список использованных источников.....………………

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

     Для анализа в следующей главе  проблем и перспектив формирования правового государства в РФ, необходимо сейчас более подробно рассмотреть признаки правового государства.

  1. Верховенство закона во всех сферах человеческой жизни

     Данный  признак означает, что ни один государственный  орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.

     Правовое  государство также предполагает правовую устойчивость Конституции, так как Конституция представляет собой юридическую базу всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как основного Закона государства.

     Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, в виду того, что это - центральная категория правового государства. В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

     Законность  и правовое государство - категории  во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

  1. Существование гражданского общества

     Еще одним непременным условием правового  государства - наличие гражданского общества, в котором функционируют мощные антимонополистические механизмы, препятствующие сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте, обеспечивается верховенство и прямое действие конституционного закона.

     В нашей современной литературе гражданское общество определяется по-разному: как система негосударственных отношений; как система общественных связей, складывающихся вне сферы политики; как совокупность связывающих граждан производственных отношений; как устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно – политических ориентаций и норм общественного поведения, вырастающих непосредственно из отношений собственности, но не сводящихся к ним3,  как система взаимосвязей между индивидами, с одной стороны, и между ними и обществом – с другой4.

     Гражданское общество образуется частными лицами, а также этническими, классовыми, предпринимательскими, профессиональными  группами, различного рода объединениями, использующими государственные  институты (суд, арбитраж) и охраняемые государством права. Самостоятельность и свобода каждого означают на только экономическую, но и духовную самостоятельность. Это значит, что государство отделено от религии или групповой идеологии. Но в гражданском обществе человек не огражден от преступности, самосуда, нет абсолютной гарантии свободы, но существует система общественного и государственного контроля и защиты прав, развитое сознание принадлежности прав человеку, высокая активность человека в реализации своих прав. Все граждане имеют инмституциализированные, формально равные для всех каналы влияния на власть. Она реализуется через лоббистов, партии, выборы.

     Особенность гражданского общества не в отстраненности от политики, но в разграничении  государственной политики и политики, проводимой партиями, в возможности  существования как официальной позиции, так и позиций каких-либо групп, независимых средств массовой информации. К государственной политики гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства5.

     Следует отметить, что в России предстоит  пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества  и  новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что  даже общества, обеспечивающие высокий  уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как не достигнуто реальное равноправие, есть проблема равноправия женщин, социальных меньшинств, новые группы оказываются в маргинальном положении, и поэтому «гражданское общество в одной стране создать невозможно». Всеобщие гражданские права должны быть распространены на все человечество, должно быть создано мировое гражданское общество, а странам со сложным этническим или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка.

  1. Разделение властей

     Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей, ведь для правового государства необходимо наличие реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна ни демократия, ни соответственно свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

     С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

     Основываясь на Конституцию Российской Федерации, рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».  К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

     Реализуя  идею разделения властей, российское общество подчас упускает из виду, что это  разделение не должно вести к безвластию или многовластию, что эта власть едина как государственная власть, но организация этой власти в демократическом государстве предполагает ее разделение по функциям в сфере управления, других сферах.

     Разделение  властей способствует обеспечению взаимного контроля функционирующих органов, их взаимодействию, взаимодополнению. Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система «сдержек и противовесов», то государство еще не обязательно является правовым. Переходим к следующему признаку правового государства.

  1. Взаимная ответственность личности и государства

     Неотъемлемый  признак правового государства. В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед государством. Оно  как бы дарует ему права и свободы  и определяет его статус. В правовом же государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это.

     Важным  гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 33, статья 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (статья 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

     Следует отметить, что концепция Прав человека  продолжает развиваться. Существенной проблемой   остается  приведение  национальных   законодательств  и политической  практики в соответствие  с международными стандартами Прав человека.

  1. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная  защищенность

     Государства, считающие себя правовыми, данное положение  закрепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти полномочия зафиксированы в статье 2, а также статьях 17,18.6

     Конституции правовых государств и законодательств  должны учитывать и реализовывать международные, правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года.7

     Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции  Российской Федерации, принятой всенародным  голосованием 12 декабря 1993г. (статьи 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и  гражданина).

     Обратимся к статье 2, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства». В соответствии со статьей 17, права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а согласно статье 18 являются непосредственно действующими. Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2,ст. 85 Конституции).

     Значительное  внимание уделено в Конституции  личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав.

     Статья 46 Конституции Российской Федерации  гласит: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...». Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.

Информация о работе Формирование правового государства и социального государства