Форма правления в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание

Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей жизни, мы постоянно соприкасаемся с ними.Теория государства и права выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов.
Термин «форма правления» содержится во многих конституциях стран современного мира.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды форм правления 4
2. Монархия 7
2.1 Абсолютная монархия 8
2.2 Конституционная монархия 9
3. Республика 11
3.1 Президентская республика 12
3.2 Парламентская республика 13
3.3 Смешанная республика 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

ПТГП.docx

— 42.32 Кб (Скачать документ)

- осуществление  государственной  власти не по собственному  праву, а по поручению народа;

- обязательность  решений   верховной  государственной   власти для всех других государственных  органов;

- юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Существует несколько  способов избрания главы государства:

- избрание непосредственно избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием;

-  голосование в парламенте;

- голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, которые, не общаясь между собой,  избирают президента из числа  кандидатов, выдвинутых разными  партиями;

- избрание президента специальной избирательной коллегией.

По характеру взаимоотношений  между исполнительной и законодательной  властью принято различать парламентарную, президентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики. Отличия заключаются, в объеме полномочий принадлежащих главам исполнительной и законодательной власти.

3.1 Президентская  республика

 

«Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства».5

Президентская республика характеризуется  тем, что президент занимает очень  значительное место в системе  органов высшей власти

Президент имеет право  законодательной инициативы, назначения референдумов, право введения чрезвычайного  положения, является верховным главнокомандующим  вооруженными силами, имеет право  заключать мир, объявлять войну  и т. д. Президент в пределах своей  компетенции самостоятельно издает нормативно-правовые акты, которые  занимают важное место в иерархии законодательства страны.

Характерные черты президентской  республики:

- президент является главой  исполнительной власти (правительства);

- президент самостоятельно  формирует правительство и имеет  право его распускать;

- президент избирается  и утверждается на должность  без участия парламента.

Большинство республик, существующих в мире, являются президентскими республиками (США, Казахстан, большинство стран Латинской Америки и Африки).

 

 

3.2 Парламентская  республика

 

Парламентская республика отличается наличием сильной законодательной власти, при этом исполнительная власть подчинена ей. Законодательная власть (парламент) формирует правительство, и данное правительство, в свою очередь, подотчетно парламенту. Парламент избирается населением по партийным спискам, и определяет векторы государственного развития, внешнюю и внутреннюю политику. Правительство формируется, в основном, из числа депутатов,  принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.

В современном мире данная форма правления присуща в  основном развитым странам (в основном страны Европы (Германия, Италия, и т.д.), а также Израиль. Также парламентской республикой является Индия.

Глава правительства (премьер-министр) является главой исполнительной власти, и избирается, как правило, из числа  депутатов представляющих партию, одержавшую победу на выборах в парламент. Хотя существуют и исключения из правил, например, в случае если одна из партий не имеет большинства в парламенте, создается коалиция из нескольких партий, которая и выбирает главу правительства  и министров, т.н. «коалиционное правительство».

Премьер-министр и министры правительства выбираются парламентом, и назначается на должность президентом  республики. При этом, президент  только юридически закрепляет факт назначения на должность в правительстве, сам  не принимая участия в данном выборе.

Население, как правило, не участвует в выборах президента. В отличие от президента в президентской республики, он избирается либо парламентом (Греция, Италия), либо особой коллегией (Германия, Индия). Хотя существуют парламентские республики, где происходят всенародные выборы президента (Австрия, Турция).

Президент, хоть и обнародует законы, утверждает членов правительства, в основном несет на себе представительские  функции. Юридически главой государства  в таких странах является президент, но фактически «первым» лицом государства  является глава правительства.

Особые случаи формирования правительства в парламентской  республике – это создание служебного правительства и «правительства парламентского меньшинства».

 Служебное правительство  – это временное, переходное  правительство, образуемое в тех  случаях, когда не удается создать  правительство на партийной основе. Его основная задача – подготовить  и провести новые выборы в  парламент, которые создадут возможность  формирования нового правительства  на партийной основе. Члены этого  правительства могут представителями  различных партий. Чаще такое  правительство создается из числа  беспартийных чиновников высокого  ранга.

Правительство парламентского меньшинства создается и действует  на несколько иной основе. Оно формируется  партией, которая располагает довольно большим числом мандатов в нижней палате парламента, но все-таки этого  количества недостаточно, чтобы при  голосовании получить вотум доверия. И коалицию, в свою очередь, создать тоже не удается. В связи, с сильными партийными противоречиями, либо взглядами лидеров партий на принципы государственной политики. В этом случае партия, формирующая правительство, стремиться заручиться поддержкой голосов двух-трех мелких партий с тем, чтобы при утверждении правительства собрать большинство голосов в парламенте. Однако эти мелкие партии в коалицию не входят, и правительство не формируется как коалиционное.

 

3.3 Смешанная республика

 

Соединение рассмотренных  выше двух видов республик, переплетение некоторых институтов привело к  появлению в некоторых странах  новой формы правления – смешанной  республики. Также такие республики называют «полупрезидентскими» или «полупарламентскими».

Как и в президентской, в смешанной республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей: президент не является главой исполнительной власти (он является главой государства), исполнительная власть принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. В полупрезидентской республике имеются следующие черты:

- президент избирается непосредственно  населением, что делает его независимым  от парламента;

- министров президент может  назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки  сил в парламенте;

- правительство несет ответственность  перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить главу правительства, отдельного министра и все правительство в отставку;

- ответственность правительства  перед президентом и перед  парламентом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, форм правления в  современных государствах не так  уж и много, всего две – «монархия» и «республика». Стоит учитывать  при этом, что эти формы правления  имеют несколько своих видов, которые могут резко отличаться между собой, внутри одной формы  правления.

В данной работе были показаны отличительные особенности каждой из форм правления, рассмотрены их основные особенности и виды.

 Деятельность государства  широка и многообразна. Для того, чтобы охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия.

Форма правления государства  позволяет определить юридические  основы взаимоотношений государства  и населения, способы формирования высших органов власти и их взаимоотношения  между собой.

При этом, стоит учитывать, что непосредственно причисление одной страны к «монархии» или «республике» является довольно объективным фактом, закрепленным, как правило, основным законом страны. Причисление же страны к определенному виду внутри одной формы правления, может являться субъективным фактором.

В будущем будут возникать  и новые функции, а вместе с  ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
  2. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г.
  3. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение: Учебное пособие. - М.: НОРМА, 2011.
  4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – 2-е изд., изм., доп. – М.: Инфра-М, 2003.
  5. Ковалев. Специфика формы правления Российской Федерации ⁄⁄ Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2003. №4(45).
  6. Ильин И.А.  О монархии и республике /  Вопросы философии. 1991. №4-5.
  7. Лузин В.В. К вопросу о форме правления в России в начале XX века // Вестник московского университета. Серия П, Право. 1994. №1.

 

 

 

 

 

 

1 См.: Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение: : учебное пособие. - М.: НОРМА - 2011. С.139.

2 См.: Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. С. 125.

3 См.: Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. С. 78

4 См.: Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. С.416.

5 См.:Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – 2-е изд., изм., доп. – М.: Инфра-М, 2003. С. 208

 


Информация о работе Форма правления в современном государстве