Форма правления: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении форм правления.
Задачи работы:
изучить понятие формы правления;
исследовать исторические формы правления;
изучить монархию и республику как основные формы правления;
изучить форму правления Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………..………………….……………..…………….….3
1. Форма правления: понятие сущность и виды……………………………...……5
1.1.Понятие формы государственного правления.…………….…….…………….5
1.2.Исторические формы государственного правления……………….……..….14
2.Формы правления в современном мире…………………………………….…..17
2.1.Монархия и республика основные виды формы правления………….…….17
2.2.Форма государственного правления в Российской Федерации…………….27
Заключение………………………………………………..….……………………..35
Список литературы………………………..………………….……………….……37

Работа состоит из  1 файл

Н 2535 форма правления.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, форма правления это  характеристика структуры и практики управления государством, форма правления  показывает особенность институтов государства.  

 

2.Формы правления в современном  мире 

      2.1.Монархия  и республика  основные виды  формы правления 

      Монархическая форма правления - “персональное  единовластие” - весьма древняя форма  правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, власть в которых захватывали военноначальники, представители разросшихся семей или соседских общин. Свои истоки монархическая форма правления имела  в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже        IV – III тысячелетий до нашей эры, в итоге неолитической революции14.

      В этих раннеклассовых обществах организация  власти осуществлялась на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной  и понятной.

      Монарх  назначал чиновника по управлению регионами  или функциональными службами, те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления, при которой земледельцы – общинники, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры. Сам же монарх решал, в нормальном режиме прав, вопросы, связанные с организацией и осуществлением власти. Он советовался со своими чиновниками (советниками), среди которых были пророки, предсказатели, другие культовые служители15.

      Монархии  как форме правления присущи следующие четкие юридические признаки.

      Монарх  осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут  многочисленные советники, министры, чиновники, служащие,

объединенные  в различные органы государства. Монарху же приходится принимать  решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. В  процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией16.

      Таким образом, власть монарха не знает  ограничений и может распространяться на различные сферы государственной  деятельности: законодательную и  судебную, объединять в лице монарха  все ветви государственной власти.

      Монархическая власть передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти. Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому17.

      Монарх  имеет бессрочную и пожизненную власть. Бессрочность монархического правления означает то, что срок правления не устанавливался заранее.

      Монарх  считается свободным от ответственности. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности  за результаты своего правления.

        Для абсолютистской монархии - характерно  полное бесправие народа, отсутствие  каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной  власти в руках монарха18.

      Существует  несколько исторических форм монархической  формы правления.

      Древневосточная монархия. В государствах Востока  значительную роль в общественной жизни  играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные  рабы принадлежали монарху.

      Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха  империи разделяется на два периода  – период принципата и период доминанта. При принципате формально еще  сохраняются формы республиканской  формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы, преторы и народные трибуны, но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора19.

      В III веке н.э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия (доминант). Полностью  исчезают республиканские учреждения. Управление государством – полностью в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата20.

      Феодальная (средневековая монархия) последовательно переходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной  и абсолютной монархии. Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

      Конституционная монархия формально не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).

      Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической.

      Парламентная  монархия характеризуется основными  свойствами: 

  • правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;
  • лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства ;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ; 
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом21.

      При дуалистической монархии государственная  власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

      Республика  или республиканская форма правления  также является весьма древней формой государственной организации общества.

      Республика  – такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок22.

      Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков. Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство23.

      Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения власти глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

      Разделение  властей позволяет, во-первых, более  качественно решать  возложенные  на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов24.

      Надо  обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов25.

      Республика - это такая форма правления, при  которой все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что  народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости.

      История знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

      Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики - президентскую и парламентскую.

      Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится  по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью26.

      Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент

лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения  от власти. Это происходит тогда, когда  президент допускает злоупотребление  своей властью, совершает преступление, нарушает Конституцию27.

      Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной  законности правительство более  стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями.

      Парламентская республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти28.

        Парламентарная  республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании и немногие другие страны. Правда, в последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы, да и часты перевороты.

        В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.

Информация о работе Форма правления: понятие и виды