Форма правления и ее особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание

Цель работы исследовать исторические и правовые аспекты республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.
4. Дать характеристику формы правления в России;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие формы государственного правления……………………………5
1.1 Форма правления как элемент формы государства…………………….5
1.2 Основные компоненты формы правления………………………………7
2. Республиканская форма правления……………………………………...10
2.1 Президентская республика……………………………………………...10
2.2 Парламентская республика……………………………………………...12
2.3 Смешанная республика………………………………………………….15
3. Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Форма правления и ее особенности в современной России.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом , республика – это форма правления, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

 

 

3. Характеристика республиканской  формы правления в России на  современном этапе

 

Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.

Вновь избранная  Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.

При подготовке новой  Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях традации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения  высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству , то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления  в РФ предшествовал недолго просуществовавший  симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока  правления первого российского  президента, легитимно его сменил другой и снова у власти первый президент. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации государственной  власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.

Форма государства  – это совокупность его внешних  признаков, показывающих порядок образования  и организацию высших органов  государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма правления  – это организация высших органов  государственной власти: порядок  их образования, принципы их взаимоотношения  между собой, степень участия  народных масс в их формировании и  деятельности. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Республика  – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем.

Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту.

 Основные признаки республики:

- выборность высших  органов власти на определенный  срок;

- возможность участия  граждан в управлении делами  государства; 

- разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную;

- определенная процедура  принятия высшими органами власти своих решений.

Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.

Главное различие между ними состоит в юридической  ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства.

Существуют  смешанные республики, где парламент  и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к  правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские и полупарламентские республики.

Что касается формы  правления в России, то здесь следует  отметить, что она является полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (с учетом Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Алексеев С.С. Государство и право. - М.; Наука, 2000.

3. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005.

6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2003.

7. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002.

8. Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. - М., 2008.

9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2005.

10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. – М., 2006.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004.

12. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005.

13. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. – М., 2001.

14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002.

15. Смоленский М.Б. Теория государства и права. – М., 2005.

16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004.

17. Теория государства и права / под ред. Н.М. Марченко. - М., 1996.

18. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М. 1997.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006.

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М., 2006.

2 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002.

3 Теория государства и права. А.В. Малько. – М., 2008.

4 Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007.

5 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005.

6 Алексеев С.С. Государство и право. – М., 2000.

7 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. – М.,2006

8 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2003. - С.223.

9 Теория государства и права под ред. Н.М. Марченко. М., 1996. С. 96.

10 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006. – С.100.

11 Смоленский М.Б. Теория государства и права. – М., 2005. - С. 112.

12 Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 37.

Информация о работе Форма правления и ее особенности в современной России