Форма государства на Древнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание

Первыми в истории великими цивилизациями стали египетская, ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье), индийская и китайская.
Здесь имело место ни с чем не сравнимое развитие деспотизма и обоготворение его притеснительных функций. Лишь в отдельных моментах этот деспотизм может быть обнаружен у жесточайших Цезарей Рима, Людовика XI и Ивана Грозного.

Содержание

Введение 2

Глава I. МЕСОПОТАМИЯ 3
1.1. Характеристика государства 3
1.2. Государственное устройство 4
Глава II. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 6
2.1. История Древнего Египта 6
2.2. Государственное устройство 12
Глава III. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 15
3.1. Характеристика государства 15
3.2. Государственное устройство 17
Глава IV. ДРЕВНИЙ КИТАЙ 19
4.1. История страны 19
4.2. Управление империей 21

Заключение 23

Список источников

Работа состоит из  1 файл

Форма государства на Древнем Востоке Древневосточная деспотия.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Социальное  и политическое развитие народов всего  бассейна реки Хуанхэ было значительно  ускорено завоеванием  царства Инь в  конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он пе-редал завоеванные земли в наследственные владения своим родст-- венникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств,

Долголетние непрерывные войны  привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию  необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был  во многих отношениях переломным. В это  время зарождается  действие тех факторов, которые приводят к объединению  царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к  тому, что в последние  века до н.э. в Китае  проявляется противоборство двух тенденций в  развитии общества. С одной стороны, развивается крупная  частная собственность  на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государст-. ву. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911—1913 гг. .

4.2. Управление империей

 

     Император (ван) располагал всей полнотой военной  и законодательной власти, а также высшей судебной власти. Он производил назначения на все высшие должности.

     Основными ведомствами имперского управления были финансовое, военное, контрольное, а также ведомство церемоний, императорского двора и дворцовой стражи.

     Самыми  привилегированными были министерство финансов (налоговое), военное и надзора, которые возглавлялись наиболее могущественными из высших чинов и носили название гуны. Министр образования сочетал функции верховного жреца с заведованием императорским университетом.

     Еще в эпоху династий Шан и Западного  Чжоу возникла большая потребность в грамотных чиновниках, что привело к созданию прослойки специально подготовленных людей помимо имеющихся слоев и классов, названной сословием ши (ученый-чиновник). При этом произошло перераспределение на лестнице чинов, насчитывавшей впоследствии до 9 рангов и 18 степеней3.

     Превращение конфуцианской этической философии в светский вариант религии государства избавило страну от соперничества и борьбы между правителями и жрецами, которая приводила к упадку многие другие цивилизации.

     Функции жрецов поначалу исполняли  чиновники из сословие ши. У чиновников по традиции и в силу сложившихся моральных правил имелось право и возможность критиковать государя и его нерадивых министров. Бывало и так, что чиновник, написав резко обличительный доклад, спокойно готовился к смерти и нередко бывал казнен.

     Чиновники с самого начала стали мощной опорой для правителей, стремившихся возвысить свою власть над знатью при помощи централизации и профессионализации управления. Аналогичную роль выполняли сборники законов и распоряжений. Первый сборник законов датируется ориентировочно X в., а в следующем столетии царь Ли-ван вводит постоянные налоги и пытается сделать главной опорой не знать, а чиновников. Его свергают в ходе восстания, однако сын его доводит реформу по ограничению наследственной знати до конца.  
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 
 

     Итак, Древний Восток –  это не столько  географическое, сколько историко-культурное, цивилизационное понятие. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств.

     Как показывают результаты исследования, в странах  Древнего Востока  отсутствовали демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

     Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций – индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской, однако отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

     Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае – в ходе разложения общинно-родовой организации. Государство выступало в качестве верховного собственника земли. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц. Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ: рабы, общинники-крестьяне и ремесленники, господствующий социальный слой.

     Еще от «отца истории» Геродота, который писал о египетских царях-деспотах, насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ возводить колоссальные усыпальницы для них, берет начало концепция «восточной деспотии». Понятие «восточная деспотия» характеризовалось рядом признаков. Это – монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

     В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь – от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей. 

Список  источников:

 
 
 

      1. Античный мир и  Восточные цивилизации.  – М.: 1999. 

     2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. – М.: 1993. 

     3. Всеобщая история  государства и  права. Учебник/Отв.  ред. К.И.Батыр.  – М.: Былина, 1999. 

     4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.  

     5. Гумилев Л.Н. Этногенез  и биосфера земли.  – 2-е изд. –  М.: 1989.  

     6. История государства  и права зарубежных  стран. Часть 1. Учебник для вузов.  Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательство НОРМА, 1996.  

     7. Крамер С. История начинается в Шумере/Пер. с англ. 2-е изд. – М.: 1991. 

     8. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика/Пер. с англ. – М.: 1992. 

     9. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: Географическая теория развития современных обществ. 1898/Пер. с фр. – М.: 1996. 

     10. Тураев Б.В. История Древнего Востока: В 2 т. Т.1. – М.: 1936.  

     11. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие/Под ред.З.М.Черниловского. – М.: 1994. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Форма государства на Древнем Востоке