Фашизм и национализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:43, доклад

Описание

В 20-40-е годы прошлого века в странах Европы, а также в других регионах мира широкое распространение получила идеология фашизма ( от лат. fascio – пучок связка). Это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, утверждающее превосходство и исключительность определенной нации или расы и отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Как политическая идеология фашизм оформился в 20-е года XX века и стал одним из самых знаковых явлений прошлого столетия.

Работа состоит из  1 файл

Фашизм и Национализм.docx

— 20.76 Кб (Скачать документ)

Фашизм  и национализм

В 20-40-е годы прошлого века в странах Европы, а также  в других регионах мира широкое распространение  получила идеология фашизма ( от лат. fascio – пучок связка). Это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, утверждающее превосходство и исключительность определенной нации или расы и отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Как политическая идеология фашизм оформился в 20-е года XX века и стал одним из самых знаковых явлений прошлого столетия. Суждения идеологов и вождей фашизма не оформлены в законченные теории, они фиксируют только общие цели фашизма и оправдывают его.

Основателем идеологии  фашизма считается итальянский  политик Бенито Муссолини (1883-1944). Его теория базировалась на концепции «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему народа. Она проповедовала крайний национализм; безграничную волю государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле и беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации; элитарность политических правителей; войну и экспансию. Муссолини утверждал, что высокоразвитые промышленные страны создали значительное препятствие на пути развития более слабых государств. В борьбе с ними может победить только идея нации. Под нацией Муссолини понимал не совокупность индивидов, а органическое единство, высшую и вечную реальность, основанную на общности крови которая выражает свое мнение и волю в вожде, а суверенитет - в государстве. Именно интересы нации стали для многих людей тем мотивом, который воодушевлял их на жертвенность.

Другой разновидностью фашизма стал национал- социализм, основателем которого считался Адольф Гитлер (1898-1945). В отличие от итальянского фашизма национал-социализм проповедовал реакционный иррационализм в виде « германского мифа», более тоталитарную организацию власти и откровенный расизм. Использовав идеи о расовом превосходстве французского мыслителя А. Габино, некоторые положения философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоретете социальных и политических прав мифического народа - ариев. В соответствии с признанием привилегированности этого народа была провозглашена политика  поддержки государством настоящих ариев- немцев, англичан и некоторых северных европейских народов; ограничения жизненного пространства для других этносов, которые способны служить ариям (славяне, жители некоторых восточных стран и Латинской Америки); уничтожения ненужных народов- негров, евреев, цыган. Таким образом, в идеологии национал-социализма государству отводилась второстепенная роль, главное место занимала раса, защита интересов которой предполагала политику террора, экспансию, дискриминацию, культ насилия. В сочетании с расизмом и антисемитизмом этот культ насилия. В сочетании с расизмом и антисемитизмом этот культ стал одной из причин развязывания Второй мировой войны - одной из самых  кровопролитных в истории человечества.

Кроме обозначенных выше направлений фашистской идеологии - итальянского фашизма и германского национал-социализма – существенные её черты можно увидеть во франкистской Испании, Японии 30-40-х годов, Португалии при А. Салазаре, Аргентине при Пероне, Греции конца 60-х годов прошлого века, в отдельные периоды истории в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Наиболее характерные черты фашистской идеологии проявляются и в неонацизме, национал – либерализме, неофашизме.

Все обозначенные выше разновидности фашистской идеологии  имеют некоторые общие черты: им присущ воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов, неприязнь к образованности; они построены на вождизме; вождь-это воплощение расового, национального, народного духа, он обладает неограниченной властью; все направления фашизма проповедуют грубую силу, абсолютизируют силовой фактор в истории.

Несмотря на разгром  фашистской Германии в 1945 году, полный запрет фашистской идеологии, фашизм время  от времени в виде неофашистских  партий в различных странах мира возникает вновь. Экономические  трудности, межнациональные противоречия и тому подобные кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления, опасность которых не следует  недооценивать. 
 

Национализм- совокупность идей, взглядов и представлений, основанных на абсолютизации роли нации которая признается основой и главенствующим субъектом государственно - политической, экономической и социокультурной организации общества; политическое движение, направляемое определенной доктриной на выражение и защиту интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. Национальная идеология выступает идейной и духовной основой массовой национальной идентификации, т.е. осознания широкими  слоями населения своей принадлежности к данной национальной группе, пониманию людьми уникальности и значения разделяемых ими групповых ценностей, идеалов, приоритетов для собственной жизнедеятельности.

В современном мире понимание национализма неоднозначно. С одной стороны, под ним понимают творческую, созидательную силу, способную  сплотить народное государство. В этом случае национальное движение направлено на использование политических механизмов как внутри страны, так и за её пределами для повышения уровня общности граждан одной национальности и защиты из интересов. Национализм чаще всего выходит на политическую арену, тогда когда властные отношения требуют максимальной сплоченности общества или его отдельных групп. С другой стороны, национализм часто представляют разрушительным явлением, направленным против других народов и способствующим разжиганию национальной розни. В данном случае национализм не просто исходит из признания существования нации и её интересов, а проповедует превосходство национально ориентированных потребностей над всеми другими чаяниями и замыслами людей.

Основные идеи национализма были обозначены в эпоху Просвещения, что было связано с процессом  становления наций. В данный период отчетливое выражение получил принцип  суверенности нации как субъекта государственной жизни, способной  диктовать определенные правила  и нормы существования гражданам, преданным своей национальной общности. В XIX веке требования наций к власти стали постепенно приобретать политическую окраску, что привело к созданию самостоятельных национальных государств. Именно в это время, как считают исследователи феномена национализма, и возникла данная идеология, которая стала выражать интересы нации – государства и способствовать внутренней консолидации общества, мобилизации его населения на осуществление поставленных целей развития. В силу этого нельзя говорить о национализме как единой идеологии – существует большое количество национальных идеологий, каждая из которых характеризуется особенностями определенного народа, его ценностями, традициями и отношением к окружающему миру.

В современном мире появление и распространение  национализма связывают с несколькими  причинами:

- стремление малых  наций к самостоятельности, которое  основывается на преувеличении  своей культурной и политической  роли в обществе (это провоцирует  сепаратизм, инициирует центробежные  тенденции и приводит к дезинтеграции  государства и общества);

- нарушение прав  представителей определенной национальности  и несправедливое распределение  социальных благ между разными  национальными группами (обычно  это ведет к возникновению  межнациональных конфликтов, отличающихся  особой остротой протекания и  сложностью урегулирования);

- политика ирредентизма, направленная на сознательно объединение людей одной национальности в пределах одного государства;

- противоречия между  титульной и нетитульными нациями. Это противоречие может выражаться в ограничении возможностей представителей нетитульных наций исповедовать свою религию, обучать детей на родном языке, в дискриминации по национальному признаку в области образования, здравоохранению и т.д. ( примером могут служить современные государства стран Балтии);

- низкая эффективность  государства, которое не способно  должным образом регулировать  этнические отношения;

- влияние родственных  групп за рубежом, которые ведут  борьбу за права соплеменников  в других странах;

- активизация деятельности  национальных элит. Именно они  продуцируют ценности, интегрирующие  национальные общности, проясняют  современное значение исторических традиций и обычаев, формулируют национальные интересы, лежащие в основе их деятельности ( деятельность этих политических сил иногда придает национальному движению радикальные и разрушающие формы путем пропаганды идей исключительности своей нации, утверждения её особого предназначения в развитии государства и общества, разжигания межнациональной розни), и др.

Основные разновидности  национализма:

- этнический национализм. Исходит из положения о том что именно нация является высшей и наиболее развитой формой этнической общности, наделенной наделенной правом иметь свою государственность, собственные социальные институты, а также распоряжаться всеми видами ресурсов. Подобная разновидность национализма способствует утверждению в общественном сознании чувства принадлежности к своей нации, взаимной солидарности, уважения к своей стране, её истории, культуре, языку, обычаям, традициям, кристаллизации общего национального интереса, являющегося важным ориентиром самостоятельной политической деятельности национально ориентированных сил в сфере государственной власти;

- гражданский национализм. Данная форма национализма делает акцент на общеполитические критерии групповой идентификации. Она обосновывает приоритетность национального государства и используется в целях консолидации нации или граждан стран. Для этого используются средства массовой информации, государственная символика, устная агитационная пропаганда;

- сепаратистский национализм. Такая разновидность национализма проповедует отделение какой-то определенной нации от существующего государства. Сепаратистский национализм проявлялся в республиках бывшего Советского Союза в конце 80- начале 90-ых годов XX века, бывшей социалистической Югославии, характерен он и для современной Чечни;

- ирредентистский национализм.  Нацелен на объединение нескольких государств в одно или присоединение части одной страны к другой.  В этом случае национализм тесно связан с задачами национально объединения. Подобная разновидность национализма способствовала появлению на Балканах самостоятельных государств 19 в;

- имперский национализм.  Представляет собой государственный национализм крупной нации, стремящейся навязать свои ценности и установки другим национальным группам, в том числе и за счет насильственной ассимиляции.

- микрорегиональный национализм. Характерен для малых наций и этнических групп, которые стремятся получить определенные  политические и иные привилегии;

- агрессивный национализм. Это форма идеологии и государства одной нации над другими, агрессивного давления, порабощения народов других государств представителями так называемой высшей расы, нации и т.д.; проповедуют шовинизм, этническую дискриминацию, геноцид;

- социально-бытовой национализм. Чаще всего проявляется в выражении неприязненных чувств, враждебном отношении к представителям других национальностей (к евреям, цыганам);

В условиях глобализации современного мира, направленной на преобразование разнородного мирового социального  пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары, услуги, стандарты поведения, пропагандируемая национализмом институциализация господства одних народов над другими приобретает скрытые формы. За этим часто скрываются претензии на создание новой культуры « транснационального капитализма», которая ориентирована на формирование американоподобной  среды в мировом масштабе для бизнеса и продуктов массовой культуры, тиражируемой миллионами и миллиардами копий при помощи кинематографа, телевидения, видеопроката, Интернета. Это вызывает обратную реакцию во многих странах мира, народы которых стремятся не только сохранить свою нацию, её самобытность, государственность, культуру, традиции, обычаи, но и развивать и совершенствовать их, иметь возможность идти по избранному ими пути развития. 

                                                                                          

Информация о работе Фашизм и национализм