Древнейшие источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:04, реферат

Описание

Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало.
Каковы же источники права в этот период? Прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст его до нас пока не дошёл. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права.

Работа состоит из  1 файл

История права..doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Древнейшие  источники права

     Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого  общинного права до возникновения  государства не существовало.

     Каковы  же источники права в этот период? Прежде всего - обычное право, нормы  которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст его до нас пока не дошёл. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права.

     Первый  известный источник права письменный - это договор Олега с Византией 911 года. В нем и упоминается Закон русский, который содержал некоторые нормы уголовного права Древней Руси. Одна из статей этого Закона предусматривала ответственность за убийство - смертную казнь на месте преступления.

     Возникновение Древнерусского государства естественно  сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи - нормы  обычаев доклассового общества, санкционированные  возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

     Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права). Договора 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок».

     К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились — феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

     С увеличением могущества феодалов росли  их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати.

     Понятие преступления тогда существенно  отличалось от нынешнего. На языке первых законодательных актов оно называлось «обидой». В словаре русского языка Даля написано: «Уголовное дело, преступленье или уголовщина, уголовь и уголовье - за что виноватый подлежит смертной казни или тяжкой, торговой каре. Уголовить - обидеть, разорить». «Обидою» одинаково назывались уголовные и гражданские правонарушения.    

  В эпоху раннего феодализма в древнерусском государстве функцию охраны общественного порядка исполняли помещики, посадники, приставы и т.д. Гражданским и уголовным судопроизводством, а также высшим уголовным судом о душегубах, разбоях и т.д. ведали наместники и волостители.

     Наиболее  же крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.

     «Русская Правда» составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, да и по содержанию. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите".

     «Правда» Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться «Пространная редакция», сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

     Кроме «Русской Правды», которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства, в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, "Закон Судный людем" из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги -византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

     Согласно  летописям, самые тяжкие преступления в те времена были подсудны церковным судам, ведению которых подлежали: прелюбодеяние со стороны мужа, насильственное похищение девиц, поджог, кровосмешение, оскорбление словом жены великого боярина, побои, нанесенные сыном отцу, острижение головы и бороды. Княжеская власть «казнила» эти тягчайшие преступления с применением телесных наказаний, в основе которых лежала мысль о воздаянии равномерного зла за зло. Следует отметить, что телесные наказания в Киевской Руси были «рабьим» наказанием, ибо по «Русской правде», своду древнерусского права, холоп являлся вещью, полной собственностью господина.

     «Русская  правда» - законы династии Рюриковичей, княжеский судебник, - определяла порядок расследования преступлений: если хозяин глаз выколол или зуб выбил, раба на волю пускал, Осрамленная рабыня также получить свободу. Много дел рассматривал князь про тех кто позарился на чужое добро или коня. Были случаи, когда истец при отсутствии свидетелей мог настоять на том, чтобы обвиняем, подвергли испытанию железом. Если подозреваемый проносил раскаленное железо в руках и признавался, то истец платил ему гривну за понесенную муку.

     Устав Владимира определял взаимоотношения  княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

     Устав Ярослава посвящался главным образом  семейно-брачным отношениям, преступлениям  против семьи и нравственности. Встречались  наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания  имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни.

     В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.  

     «Русская Правда» определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передачи имущества по наследству, в том числе дочерям.

     «Русская  Правда» различает право гражданское и уголовное, за одни преступления закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того и правительственную кару со стороны князя. Деяния первого рода она признаёт гражданскими правонарушениями, деяния второго рода — уголовными преступлениями.

     «Русская Правда» отличает убийство неумышленное, от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое», преступление, обличающее злую волю, от правонарушения, совершенного по неведению, действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным.

     Осложнённая кара за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы

     Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

     С увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передачи имущества по наследству, в том числе дочерям.

     Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от феодала могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле).

     Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле  или личности феодала, но их зависимое  состояние сомнения не вызывает.

     Другую  категорию населения составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

     Были  и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из общины, прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских феодалов, и обязанные работать в их хозяйстве.

     Наряду  с феодально-зависимым население  господствующие классы эксплуатировали  и рабов (холопов). Русская Правда называет их еще и челядью. Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.

Информация о работе Древнейшие источники права