Договор поставки и контрактации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание

Значимость договора поставки определяется тем, что он регулирует процесс перехода на возмездной основе огромной массы материальных ценностей от одних субъектов к другим. Он опосредствует, с одной стороны, акты сбыта товаров, производственных или заготовленных поставщиками, и с другой стороны – снабжение потребителей сырьем, материалами, оборудованием, а также продовольственными и промышленными товарами, предназначенными для розничной продажи населению.

Содержание

Введение
1. Договор поставки
1.1 Понятие договора поставки
1.2 Особенность договора поставки
1.3 Предмет договора поставки
1.4 Форма и порядок заключения
1.5 Ответственность по договору поставки
2. Договор контрактации
2.1 Понятие договора контрактации
2.2 Особенности договора контрактации
2.3 Правовое регулирование договора контрактации
2.4 Обязанности сторон по договору контрактации
2.5 Ответственность по договору контрактации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная правоведение.docx

— 41.23 Кб (Скачать документ)

     С учетом предпринимательского характера  договора поставки ответственность  за его нарушение, как правило, строится на началах риска. Возмещение убытков  и уплата неустойки — основные формы такой ответственности.

     Статья 524 ГК предусматривает ряд правил определения величины упущенной  выгоды (как составной части убытков) при расторжении договора поставки.

     В соответствии со ст. 524 ГК РФ, сторона, расторгнувшая  договор вследствие нарушения обязательства  контрагентом, а затем в разумный срок после расторжения купившая (продавшая) товар по более высокой (низкой), но все же разумной цене, вправе требовать от контрагента возмещения убытков в виде разницы между  первоначальной договорной ценой и  ценой совершенной взамен сделки. Так закон конкретизирует общее правило об упущенной выгоде (п. 2 ст. 15 ГК РФ) применительно к договору поставки.

     Указанные убытки (в виде упущенной выгоды) носят конкретный характер, так как  исчисляются в виде разницы цен  двух состоявшихся (конкретных) сделок. В то же время п. 3 ст. 524 ГК РФ содержит новое для нашего законодательства правило о способах определения  так называемых абстрактных убытков. Так, если после расторжения договора вследствие нарушения обязательства  контрагентом потерпевшая сторона  не совершила другой сделки взамен расторгнутого договора, величина понесенных ею убытков определяется в виде разницы  между договорной ценой и текущей  ценой на данный товар в момент расторжения договора. Текущей признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых  обстоятельствах за аналогичный  товар в месте предполагавшейся его передачи.

     Величина  другой составной части убытков  — реального ущерба (который может  взыскиваться помимо упущенной выгоды) — определяется по общим правилам ст. 15 ГК РФ.

 

2. Договор контрактации

     2.1 Понятие договора контрактации

 

     Понятие и основные признаки договора контрактации регулируются ст. 535 - 538 § 5 главы 30 Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

     Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется  принять и оплатить ее.

     Договор контрактации определяет отношения  по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Специфика сельскохозяйственного  производства — сильная зависимость  от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители  растений и т.д.), делает производителя  сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в  отличие, например, от продавца по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений  по контрактации — это повышение  уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических  возможностей с возможностями покупателя.

     Ст. 535 ГК РФ не дает полного определения  понятия договора контрактации, а  лишь устанавливает признаки этого  договора, позволяющие отграничить  его от других видов договора купли-продажи. К ним относятся состав сторон договора и особенности подлежащего  передаче товара. В ГК употребляется  термин не "товар", а "сельскохозяйственная продукция".

     Сторонами договора являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель.

     Производителем  может быть юридическое лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственную продукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом  предпринимательской деятельности, в т.ч. глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК).

     Заготовителем также является предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи  либо последующей переработки.

     Из  определения сторон договора вытекает и цель покупки (контрактации) - «использование сельскохозяйственной продукции в  предпринимательской деятельности или использование такой продукции  не для личного, семейного, домашнего  потребления».

     Как и договор поставки, договор контрактации можно назвать предпринимательским.

     Договор контрактации - один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки. Такой двойственный характер контрактации обусловливает  особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого  договора играют ст. 535-538 ГК РФ. Далее, к  отношениям по договору контрактации применяются нормы о договорах  поставки. И, наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих  положений о купле-продаже.

     Если  же закупка сельскохозяйственной продукции  производится для государственных  нужд, последовательность применения указанных норм будет несколько  другой:

     - в первую очередь будут применяться  правила § 5 главы 30 ГК о контрактации;

     - затем - положения специальных  нормативных актов о контрактации: например Закон РФ «О закупках  и поставках сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

     - нормы § 4 главы 30 ГК о поставках  товаров для государственных нужд;

     - специальные законы о поставках  для государственных нужд, такие  как Закон РФ «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд» и Закон РФ «О государственном  материальном резерве».

     Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже.

     2.2 Особенности договора контрактации

 

     Особенности договора контрактации заключаются, в  следующем:

     - во-первых, это будущие товары, которые  еще подлежат выращиванию (зерно,  овощи и др.) или производству  в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.);

     - во-вторых, выращивание связано с  различными стадиями сельскохозяйственного  производства (обработкой почвы,  посевом, уборкой) и его условиями,  иногда не зависящими от воли  производителя (засуха, непредвиденные  размеры половодья и т.д.).

     Из  этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и  его исполнение не только не совпадают, но и значительно отдалены во времени. Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не всегда может быть выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем еще до посева.

     Сторонами договора контрактации - продавцом (производителем продукции) и заготовителем (иначе - контрактантом) - обычно выступают предприниматели. Поэтому договор контрактации традиционно относятся к числу хозяйственных (торговых).

     Государство и граждане, не имеющие статуса  предпринимателя, не могут участвовать  в договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции  для государственных нужд интересы государства представляют специальные  лица — государственные заказчики. В этой роли, как правило, выступают  органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. 

     2.3 Правовое регулирование  договора контрактации 

     Особенности правового регулирования договора контрактации не столь велики. Это  всего четыре статьи. Поэтому в  соответствии с п. 2 ст. 535 ГК РФ к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным  нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных  нужд. При отсутствии же соответствующих  норм, регулирующих поставку товаров, применению подлежат общие положения  о купле-продаже.

     Таким образом, с одной стороны, договор  контрактации — вид договора купли-продажи, с другой — разновидность договора поставки, в свою очередь являющегося  видом договора купли-продажи.

     По  договору контрактации предприниматель  может продавать лишь произведенную  им самим продукцию, о чем недвусмысленно говорит п. 1 ст. 535 ГК. Поэтому реализация продукции, произведенной кем-либо другим, нежели продавцом, будет осуществляться в форме договора поставки или  купли-продажи, но не контрактации.

     Количество  сельскохозяйственной продукции различных  наименований, подлежащее передаче, может  быть определено не в точных размерах (тоннах и др.), а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и  наибольшей, т.е. "от и до", и  оговорено, что заготовитель (покупатель) — контрактант не вправе отказаться от принятия наибольшего количества, а производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре.

     Такое согласование количества ("от и до") не противоречит ст. 465 ГК, допускающей  определение количества товара не только в единицах измерения или в  денежной сумме, но и согласованием  порядка его определения.

     Цена  не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим  правилам, предусмотренным для купли-продажи.

     Срок  договора контрактации относится к  числу его существенных условий, поскольку таково же его значение в договоре поставки. 

     2.4 Обязанности сторон  по договору контрактации 

     Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия  о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.

     Как следует из ст. 537 ГК, ассортимент  относится к существенным условиям договора контрактации. Это вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. Так, после окончания посевной остается лишь ждать урожая.

     «В  соответствии со сложившейся деловой  практикой в договоре могут быть предусмотрены встречные обязанности  заготовителя по обеспечению производителя  тарой и (или) упаковкой, по предварительной  оплате сельскохозяйственной продукции  и другие обязательства, с выполнением  которых связан момент передачи».

     Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие от общих  норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять  сельскохозяйственную продукцию у  производителя по месту ее нахождения. Кроме того, «заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства  производителя».

     Подход  законодателя к регулированию договора контрактации, идет по пути, при котором  к заготовителю (покупателю) предъявляются  более жесткие требования, поскольку  производитель сельскохозяйственной продукции, в силу особенностей ее производства, является экономически более слабой стороной договора. В связи с этим его права требуют соответствующей  правовой зашиты.

     Если  договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции в  месте нахождения заготовителя (или  ином указанном им месте), он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего  качества.

     Дополнительные  обязанности заготовителя, осуществляющего  переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать  возврат производителю отходов  такой переработки за соответствующую  плату.

     Такова  же направленность нормы, запрещающей  заготовителю отказываться от принятия сельскохозяйственной продукции при  доставке ее производителем в место  нахождения заготовителя или в иное указанное им место (в т.ч. получателям, указанным заготовителем). Такой  отказ возможен лишь в случае несоответствия продукции условиям договора о количестве, ассортименте, таре и (или) упаковке и  др.

     Отражением  особенностей сельскохозяйственного  производства является установленная  п. 3 ст. 536 ГК РФ обязанность заготовителя возвращать производителю отходы от переработанной продукции. Такая обязанность  может быть предусмотрена договором  по требованию производителя с оплатой  им отходов по согласованной цене. Из нормы вытекает, что при отказе от возвращения отходов, бремя доказывания невозможности возврата отходов лежит на заготовителе. При этом он не вправе ссылаться на убыточность возвращения отходов, т.к. при определении цены в нее включаются соответствующие затраты. Экономическая целесообразность возвращения отходов определяется производителем сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Договор поставки и контрактации