Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

в данной работе автор поставил своей целью детально уяснить для себя механизм вступления в силу различных нормативных актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Признаки нормативно-правового акта 4
1.1. Понятие нормативно-правового акта 4
1.2. Признаки нормативно-правового акта 7
Глава 2. Действие нормативного юридического акта 18
2.1. Действие нормативного юридического акта. Пределы действия 18
2.2. Действие нормативного юридического акта во времени 19
2.3. Принцип немедленного действия нормативных юридических актов 21
2.4. Обратная сила нормативного акта 22
2.5. Сохранение действия ("переживание") нормативного юридического акта 25
2.6. Действие нормативных юридических актов в пространстве и по лица 26
Заключение 28
Список использованной литературы: 31

Работа состоит из  1 файл

н.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     Что такое обратная сила нормативного акта? Это распространение действия нового акта на факты и порожденные ими  правовые последствия, которые возникли до введения его в действие.

     Самым общим образом можно сказать, это – такое действие нового нормативного акта на правоотношение, при котором  он предполагается существовавшим в  момент возникновения правоотношения. Однако такая общая характеристика требует существенных уточнений.

     Для понимания юридических особенностей обратной силы нормативного акта (в частности, при ее отграничении от немедленного действия закона) важно иметь в виду не только то, что регулируемые правом отношения могут иметь длящийся характер, но и то, что само правовое регулирование нередко является длящимся, растянутым во времени.

     Здесь нужно учитывать обстоятельства двоякого рода.

     Во-первых, с юридико-фактической стороны  такого рода ситуация, требующая поворота "назад" нового акта, складывается при наступлении незавершенных правовых последствий, которые возникают из части фактического состава. Если возникновение правовых последствий в целом определяется при такой ситуации по новому закону, это означает, что наступившие ранее незавершенные последствия должны "перестроиться" сообразно новому нормативному акту.

     Во-вторых, существенно важно учитывать, что  нередко правовое регулирование  завершается в индивидуальном порядке  – вынесением правоприменительного акта. И если применительно к длящемуся  правоотношению компетентным органом уже вынесено правоприменительное (судебное) решение, регулирующее права и обязанности на будущее, то распространение нового закона на эти права и обязанности означает, что закон поворачивает "назад" и по отношению к правоприменительному решению, состоявшемуся в прошлом17.

     Таким образом, теперь можно уточнить приведенное  ранее определение немедленного действия нормативного акта. Чистое немедленное  действие – это такое действие, при котором вновь возникающие  права и обязанности не имеют "правовых корней" в прошлом. Если же до введения в действие нового нормативного акта уже возникли незавершенные правовые последствия или если длящееся отношение индивидуально урегулировано правоприменительным решением, то немедленное действие нормативного акта сопровождается известным поворотом этого акта "назад" – на факты и правовые последствия, возникающие до введения его в действие.

     Обратная  сила нового нормативного акта по своим  юридическим особенностям и глубине  зависит от степени завершенности  наступивших в соответствии с прежним актом правовых последствий. По этому признаку различается обратная сила: а) простая, б) ревизионная.

     Простая обратная сила-это  распространение нового нормативного акта на факты прошлого, в силу которых  окончательные юридические последствия еще не наступили. Она касается, в частности, таких длящихся отношений, применительно к которым вынесено правоприменительное решение, регламентирующее права и обязанности субъектов на будущее. Здесь "поворот в прошлое" имеет ограниченное значение: он касается только фактов, которые в 'полной мере еще не "сработали", т.е. возникли до введения в действие нового нормативного акта, но еще не породили окончательных юридических последствий. Принятое ранее правоприменительное решение пересматривается лишь в той части, в какой оно регулирует права и обязанности на будущее.

     Ревизионная обратная сила-это распространение  нового нормативного акта на факты, по которым окончательные юридические  последствия наступили, т.е. на факты, которые уже полностью "сработали", в частности, на целиком реализованные правоприменительные решения. Здесь происходит пересмотр (ревизия) ранее наступивших юридических последствий. Они определяются вновь, по новому нормативному акту. В данном случае правоприменительное решение пересматривается и в той части, в какой юридические последствия фактически исполнены.

     Например, при простой обратной силе нового наследственного закона его нормы распространяются на все открывшиеся, но еще не принятые наследства. Если же придать наследственному закону ревизионную обратную силу, то на его основе должны быть пересмотрены дела по наследствам, которые уже приняты наследниками, т.е., по существу, изменены отношения собственности. Таким образом, при ревизионной обратной силе происходит известное вторжение нового нормативного акта в уже сложившиеся, полностью урегулированные правовые отношения.

2.5. Сохранение действия ("переживание") нормативного юридического акта

 

     Кроме случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать "переживанием" старого акта.

     Это – явление, по своему характеру противоположное  обратной силе нормативного акта. Здесь  старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать  и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта.

     "Переживание"  закона возможно только применительно  к длящимся отношениям. Оно применяется,  как правило, в случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного акта.

     При рассмотрении действия нормативных  актов во времени нужно учитывать  особенности решения данного  вопроса в каждой отрасли права. Как правильно отмечено в литературе, во многих отраслях права к вопросу о том, какой закон применить, добавляется другой вопрос: как его применить. Он возникает потому, что мера или степень воздействия нового закона на сложившиеся отношения, а также степень сохранения действия старого закона могут быть различными18.

     Требуют также учета  и длящийся характер правового регулирования, и значение в его завершении индивидуальных правоприменительных актов. В индивидуальном порядке могут быть урегулированы права и обязанности на будущее. В соответствии с этим новый нормативный акт может по-разному определить судьбу такого рода индивидуального регулирования (либо сохранять действие правоприменительного решения, либо предусматривать его пересмотр целиком или в той части, в которой им регулируются права и обязанности на будущее).

2.6. Действие нормативных юридических актов в пространстве и по лицам

 

     В соответствии с началами государственного суверенитета, территориальным верховенством  государства действие нормативных  актов этого государства на его территории безраздельно и исключительно.

     Государственной территорией признается часть земного  шара, на которую распространяется политическое и юридическое верховенство (суверенитет) данного государства.

     Практически важен вопрос о пространственных пределах действия нормативных актов внутри границ данного государства. Здесь нужно различать нормативные акты, действующие: а) на всей территории государства и б) на определенной ее части.

     К нормативным актам, действующим  только на части территории нашей страны, принадлежат:

     а) общесоюзные и иные акты, содержащие специальные, т.е. пространственно ограниченные, нормы;

     б) законы, общие подзаконные и ведомственные  акты союзных республик;

     в) местные акты.

     В некоторых случаях возможно применение законодательства одной республики на территории другой республики.

     Речь  идет о таких юридических фактах и правоотношениях, которые имеют, так сказать, пространственную протяженность (в частности, о действиях, которые начались на территории одной республики и закончились на территории другой). Применение республиканского законодательства в этом случае определяется особыми коллизионными нормами.

     Принципы, характеризующие функционирование нормативных актов в пространстве, предопределяют их действие и в отношении  граждан и организаций.

     Общее правило здесь таково: нормативный  акт распространяется на всех лиц  в пределах территориальной сферы  своего действия. В частности, пространственно  ограниченные нормативные акты распространяются только на лиц, находящихся в границах, данного участка территории. Причем в зависимости от содержания юридических норм в одних случаях решающее значение принадлежит фактическому нахождению лиц на данной территории, например факту совершения преступления на территории определенной союзной республики; в других – его местожительству или местонахождению органа юридического лица (организации).

     Из  указанного общего правила имеются  исключения. С одной стороны, советские  граждане и организации должны подчиняться  нормативным актам Советского государства и за пределами его территории.

     С другой стороны, те или иные нормативные  акты могут распространяться только на определенную категорию граждан  и организаций. Существующее в социалистических странах равенство всех субъектов  перед законом не исключает определенной дифференциации правового регулирования и сообразно этому наличия в социалистическом праве специальных норм, распространяющихся только на определенный круг субъектов.

     Специальный характер могут носить законы и общие  подзаконные нормативные акты. Таковы, например, законы об уголовной ответственности за воинские преступления (субъекты – только военнослужащие и военнообязанные во время прохождения ими военных сборов), уставы о дисциплинарной ответственности работников транспорта, связи и др.

     К специальным, относятся также все ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется только на лиц в пределах данного ведомства.

     Дифференциация  правового регулирования с достаточной  отчетливостью проявляется в  ряде отраслей социалистического права. Например, в гражданском праве целый ряд нормативных актов посвящен либо только социалистическим организациям, либо только гражданам. Глубокая дифференциация по субъектам характерна для советского трудового права, где значительное число нормативных актов направлено на регулирование применения труда конкретных категорий рабочих и служащих.

      
 

Заключение

 

    Действие  нормативных правовых актов во времени  продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу: 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

    В зависимости от вида нормативного правового  акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

    Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления  Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

    Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

    Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт  был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении  этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие: а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

Информация о работе Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц