Четыре созыва Государственной думы 1906-1917 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика) Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Законодательные органы России до Государственной Думы …………….4
2. Российское общество на пороге XX в. ………...............................................5
3. Изменения в государственном управлении 1905-1906 гг. ………………...6
4. Выборы в I Государственную Думу ………….............................................10
5. Четыре созыва Государственной думы 1906-1917 гг…..………………...12
Заключение ……………………………………...……………………………..30
Список литературы ……………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

контр.работа.гос.дума.1906.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………...

1. Законодательные  органы России до Государственной  Думы …………….4

2. Российское  общество на пороге XX в. ………...............................................5

3. Изменения  в государственном управлении 1905-1906 гг. ………………...6

4. Выборы  в I Государственную Думу ………….............................................10 

5. Четыре созыва  Государственной думы 1906-1917 гг…..………………...12

Заключение  ……………………………………...……………………………..30

Список литературы ……………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Принятие  новой российской Конституции и  провозглашение Российской Федерации  правовым государством с республиканской  формой правления ставит историко-юридическую  науку перед необходимостью исторического  анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

     В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело  академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая  Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”

     Исторические  традиции проявляются не только в  сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика) Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

     Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз  развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем. Поэтому в настоящей работе я попытаюсь описать историю существования Государственной думы с акцентом на те вопросы, которые в наши дни стоят черезвычайно остро. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Законодательные органы в России до Государственной Думы. 

     К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде  и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве  и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увиличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на “парламент чиновников” из представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям.

     К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице “Уложенных комиссий”

     Попытка поставить страну на конституционный  путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано  открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов.2 В дальнейшем активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в. 
 

2. Российское общество  на пороге XX в. 

     Период  с 1900 до 1917 гг. изучался в нашей истории  в основном как этап революционной борьбы угнетенных масс. События этого времени не рассматривались как интегральный общенациональный кризис.

     К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала пятое место в  мире по общему уровню промышленной продукции.

     В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешенные проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и др.

     В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет  взошел последний российский император Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан, владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нес как тяжелый крест, отдыхая от него в кругу семьи. Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчеты земств на “участие в делах внутреннего управления” являются “бессмысленными мечтаниями”.1

     В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны. Современники говорили о потере властью авторитета, о десакрализации самодержавия.

     Интелегенция  являлась наиболее образованной частью общества и была нацелена на инновационную  деятельность, выходящую, как правило, за рамки официальной идеологии.  
 

     1- История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. , Ростов-н/Д : «Феникс», 1999 с 54.

 

     Она была занята в государственном аппарате, в области культуры, в сфере  материального производства, в управлении промышленностью, помещичьим хозяйством, частной юридической практикой

и др.

 Получили  мировое признание в качестве  феномена российской интелегенции: демократизм устремлений, последовательное  отстаивание своей независимости  от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый “кодекс чести”, забота не только о своем благоденствии, но прежде всего о благе тех слоев населения, которые ввиду недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству.

     Хорошо  организованным было духовенство. Деятельность церковников возглавлялась Святейшим  Синодом, подчиненным прокурору  Синода, и согласовывалась с органами государственной власти.

     На  фоне относительно мирного развития капитализма и рабочего движения на Западе Россия выделялась остротой социальных конфликтов, завершившихся первой российской революцией (1905 г.). Революция заставила искать компромиссы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Изменения в государственном  управлении в 1905 – 1906 гг.

 

     В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения.

     Начавшаяся  в январе 1905 г. революция еше более  обострила проблему политических реформ в России. Солдатские залпы уже почти полгода разгоняли народ, но проблема реформ так и не была снята. Под давлением революции самодержавие было вынуждено пойти на уступки. 6 августа 1905 года Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г. Булыгина, разработавшего ее проект. Дума создавалась для “предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти”2

     Проект  законосовещательной думы уже никого не удовлетворял, тем более что  револючия ширилась, на ее сторону  стали переходить военные части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 г., которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

 
 
 

2- Государственная  дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995г. С 23.

     Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

  • Общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;
  • Объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации;
  • Придал Государственной думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

     19 октября 1905 года был утверждан  указ “О мерах к укреплению  единства в деятельности министерств  и главных управлений”. В соответствии  с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления”5 Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без продварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, “никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров” 6

     11 декабря 1905 года в разгар вооруженных столкновений в Москве был издан закон о выборах в I Государственную думу.7 По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не демократические. И все же данный закон расширил избирательные права путем установления четвертой курии – рабочей, от которой избиралось около 3% депутатов. Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое царские сановники по-прежнему считали главной опорой государства и престола. Была сохранена цензовая система и сословный принцип. Так же были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г. Целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными.

     Выборы  предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой административной единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах.8

     Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным  списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.9

     Хотя  ряд ограничений на участие в  выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов  лиц администрации и полиции, тем не менее их общая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определенной долей условности.

     20 февраля 1906 г. было принято  новое положение о Государственной  Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября  1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 г.), но законопроекты, принятые Думой подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами. 3

Информация о работе Четыре созыва Государственной думы 1906-1917 гг