Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание

Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; правовое регулирование создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений, регистрация религиозных объединений, контроль за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений.
Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и ряда религиозных организаций в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными конфессиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….………........3
Глава I. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ ..6
1.1. Россия как светское государство ………...………….……………..........6
1.2. Правовое регламентирование статуса религиозных организаций.......12
Глава II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ …………………………………………………….16
2.1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви…….16
2.2. Проблемные вопросы взаимоотношений Церкви и государства в России в 1990-2000 годы ..........................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Сегодня, благодаря нашей совместной деятельности, благодаря усилиям Святейшего Патриарха, Церковь плодотворно сотрудничает с государственными структурами, с общественными институтами. И за последние несколько лет мы смогли сделать несколько очень важных начинаний, о которых мне также хотелось бы сказать в самом начале нашего разговора. И я очень рад, что именно эти государственно-церковные начинания смогли состояться в последний период.

Я имею в виду, естественно, изучение Основ православной культуры, введение в российских школах преподавания нового предмета. В течение последних двух лет, начиная с четвертой четверти 2009-2010 учебного года, ценности и традиции Православия с согласия родителей стали изучать дети приблизительно в 10 тысячах школ в 21 регионе нашей страны. А в следующем году основы религиозной культуры будут преподаваться во всех субъектах нашего государства. И, наверное, есть и свои сложности, и свои нюансы, но, тем не менее, это решение было принято, и оно исполняется. И самое главное, оно приносит пользу.

И второе наше общее дело, дело последнего периода — это учреждение в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей. Здесь тоже работа разворачивается и разворачивается постепенно. Девятнадцать священников, насколько я знаю, уже приступили к работе, к службе. Имеются планы поэтапного развития и укрепления этого института. Может быть, здесь надо действовать энергичнее и для этого необходимо проявить государственную волю. Я считаю, что Министерству обороны пора в этом смысле разворачивать более активную работу. Мы тоже об этом говорили с Его Святейшеством. И соответствующее поручение Министерству обороны я дам.

Конечно, мы живем в сложной стране, но это государство открытое, основанное на ценностях демократии. Здесь каждый волен выбирать себе многие вещи самостоятельно — идеологию и цель в жизни, и религию, и многие политические предпочтения. Мы должны находить в себе достаточно энергии и воли, чтобы продвигать традиционные для нашего государства ценности. Особенно это важно в сложном и быстро меняющемся мире, в глобальном информационном пространстве, которое создает не только преимущества, но и очень серьезные вызовы. И хранителем таких непреходящих ценностей для нашей страны, непреложных истин в нашем государстве выступает Православие. Оно помогает огромному количеству наших людей не только найти себя в жизни, но и понять, казалось бы, нехитрые вещи, например, что значит быть русским, в чем миссия нашего народа, что в определенный период сделало наш народ великим, самобытным, что в какой-то момент создало для нашего народа, для нашего государства, для Православной Церкви большое количество испытаний.[5]»

Из речи Президента РФ видно, что государство в своих взаимоотношениях с церковью держит курс на обоюдное сотрудничество, взаимную поддержку и взаимную ответственность. Таким образом, эти взаимоотношения стремятся вылиться в «Симфонию властей», что должно привести к усилению роли РПЦ в жизни общества и государства.


1.2. Правовое регламентирование статуса религиозных организаций

Согласно статье 14 части 2 Конституции Российской Федерации, в России «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Следовательно, религиозные объединения не могут вмешиваться в политическую жизнь. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение каких-либо государственных функций.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г.).

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций[6].

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одно религиозное объединение не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Государство ограничивает деятельность религиозных объединений или отдельных лиц лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

В то же время, хотя религиозные объединения отделены от государства, они не отделены от общества. Поэтому государство вынуждено считаться с мнением религиозной общественности.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.[7]

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г.) религиозные организации имеют право:

1.      основывать и содержать культовые здания и сооружения;

2.      беспрепятственно совершать в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;

3.      производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

4.      производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

5.      осуществлять благотворительную деятельность, как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;

6.      создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала;

7.      осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государство достаточно чётко и жёстко регламентирует деятельность религиозных групп и организаций.


Глава II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1.              Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви приняла «Основы социальной концепции», где четко изложила свое видение взаимоотношений с государством.

В преамбуле документа говорится:

«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами».

Для понимания позиции РПЦ нам, в первую очередь, интересна Глава III «Церковь и государство» данного документа.

Основные положения, касающиеся темы данной работы:

Глава III.1. Основываясь на Священном писании, в ней говорится о том, что «…возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти.»

Глава III.2. посвящена анализу роли государства в противодействии добра и зла.

«Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4).»

«Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее…»

«Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. По учению Церкви, сама власть также не вправе асболютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей».

Глава III.3 посвящена различию природ Церкви и государства.

«Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии.»

«В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга.»

«Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях…

Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям».

Информация о работе Церковь и государство