Аппарат российского государства в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть общие характеристики и структуру аппарата российского государства в современный период.
Для достижения этой цели, я поставила перед собой ряд задач:
изучить понятия аппарата государства;
рассмотреть основные элементы государственного аппарата;
изучить принципы организации и деятельности государственного аппарата;
охарактеризовать аппарат российского государства в современный период.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика государственного аппарата. 4
1.1. Понятие и признаки государственного аппарата. 4
1.2. Понятие органов государства и государственных учреждений. Их основные характеристики. 7
1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12
Глава II. Структура государственного аппарата в современный период. 17
2.1. Президент Российской Федерации 18
2.2. Органы представительной и законодательной власти 21
2.3. Органы исполнительной власти 24
2.4. Судебная власть 26
2.5. Прокуратура Российской Федерации 28
2. 6. Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. 30
Заключение 32
Использованная литература 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право:

1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права,

2) проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность,

3) применять государственное принуждение  к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа либо иных органов государства. Реализация компетенции является обязанностью государственного органа.

Каждый орган государства может  действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Право государственного органа выступать  самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских  правоотношений не принадлежит его  аппарату, призванному оказывать  консультативную, вспомогательную  и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалтерия и др.

Аппарат государственного органа, оказывающий  содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением.

К государственным учреждениям  относятся также государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями. Это, например, образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта.

Необходимость существования государственных  учреждений обусловливается тем, что  государство выступает не только как орудие политического господства, но и осуществляет определенную экономическую, социально-культурную деятельность. Государственные учреждения выступают важнейшей организационной формой осуществления этой деятельности, непосредственно проводят государственные властные предписания в жизнь и порождают социально-полезные результаты в виде созданных материальных или духовных благ. Так, самые мудрые законы, постановления правительства по вопросам образования, культуры, здравоохранения останутся в сфере долженствования до тех пор, пока соответствующие государственные учреждения не примут надлежащих мер для их реализации.

Таким образом, основное отличие государственных  учреждений от органов государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ.

Органы государства состоят  из государственных служащих, которые  своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия  государственного служащего в деятельности государственного органа, его права  и обязанности устанавливаются законами, иными нормативно-правовыми актами.

В зависимости от полномочий государственные  служащие делятся на три вида:

1) лица, занимающие должности, связанные  с непосредственным исполнением  полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.;

2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;

3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в современном демократическом государстве выделяют:

1) главу государства; 

2) органы законодательной власти;

3) органы исполнительной власти;

4) суды;

5) органы государственного принуждения  — органы внутренних дел, прокуратура, органы государственной безопасности, исправительные учреждения;

6) вооруженные силы.

Совокупность названных органов охватывается понятием аппарата (механизма) государства.

Механизм государства, как и  всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. Конкретные связи органов государства весьма разнообразны и изучаются такими учебными курсами, как государственное, административное, финансовое право. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно.

Государственные органы, выполняя разные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает три способа согласования элементов государственного механизма:

1) сосредоточение всей полноты  власти в руках одного лица;

2) разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную;

3) организацию органов государства,  основанную на принципах демократического  централизма.

Таким образом, Государственный  орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. К числу существенных признаков государственного органа относятся следующие: государственный орган наделен государственно-властными полномочиями,  государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью, каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства и др.

Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его  деятельности, но не обладающий властными  полномочиями, называется государственным учреждением.

 

1.3. Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата.

Под принципами организации и деятельности механизма государства следует  понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи механизма государства.

Принципы организации и деятельности механизма Российского государства  разрабатывались, основывались и претворялись в процессе всей его многовековой деятельности. Одни из них приживались и развивались, другие, по мере происходящих в стране изменений, отпадали. Так, совсем до недавнего времени, а именно - до разрушения СССР, в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности механизма государства считались следующие: принцип партийного руководства; подчинение аппарата полтике; принцип участия народных масс в управлении делами общества и государства; принцип демократического централизма; интернационализма и социалистического федерализма; гласности; социалистической законности; принцип планового начала, учета и контроля в работе государственных органов; принцип равноправия национальностей; научного планирования и другие.5

Однако после распада СССР и  кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме  России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться  другие принципы, отвечающие интересам и потребностям пришедших к власти правящих кругов.

Рассмотрим основные принципы организации  и деятельности механизма Российского  государства на современном этапе. В основном все они закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в законах и иных нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Все принципы можно подразделить на общие, относящиеся к механизму  государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некторые звенья государсственного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы, в свою очередь, подразделяются на две группы.

К первой относятся принципы закрепленные в Конституци РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном  законе "Об основах государственной службы Россйской Федерации" и других федеральных законах ("О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации" и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации  и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления.

Так, ст.3 Конституции РФ гласит: п.1 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

п.2 Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

п.3 Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 п.4 Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации…

Принцип гумманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства основан на положениях, закрепленных в ст.7 и ст.2 Конституции РФ. В п.1 ст.7 Конституции РФ в частности, говорится о том, что "Российская Федерация - соцальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека".

В ст.2 Конституции РФ впервые в ряду основ конституционного строя провозглашено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства, это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Принцип разделения властей  закреплен в ст.10 Конституции РФ: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную , исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Разделение властей - атрибут любого правового демократического государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур.

Теория разделения властей —  итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Разделение властей ни в коем случае нельзя понимать как их противостояние. Напротив, Конституция должна исключать  такую возможность. Согласно концепции разделения властей каждая из них — законодательная, исполнительная и судебная — имеет свое предназначение (функции) и наделяется соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый “политический организм”, функционирующий для блага народа.

Организационно-правовое выражение  принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и  противовесов. Элементами такой системы  являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей.

Весьма своеобразно идет пока становление  принципа разделения властей в России. Все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность. Отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления в России. В нашей истории не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще очень живучи традиции самодержавия и единовластия.

В современной России процесс такого становления находится в начальной стадии, что делает особенно необходимым правильное понимание данного процесса. Так, нормальным для мировой практики является наличие противоречий между законодательной и исполнительной властями. Другое дело, что в российских условиях не выработаны еще цивилизованные формы разрешения этих противоречий, легко превращающихся в противостояние. Во многом это противостояние настоящего и прошлого, демократии и тоталитаризма, народа и госноменклатуры, и в этом противостоянии делаются попытки "совершить и легализовать реванш или осуществить претензии на абсолютную власть"6. Разделение властей - это и результат и сущностная характеристика степени развитости права и предпосылка для организации и функционирования государства и законности.

Информация о работе Аппарат российского государства в современный период