Аппарат государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма государства на современном этапе.

Содержание

1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата. 2.Государственный орган-главное звено механизма государства
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства
5. Заключение
6. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Аппарат гос.docx

— 39.72 Кб (Скачать документ)

План                                                                                                                                                                                                                                                            1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа    формирования государственного аппарата.                                                                                                                               2.Государственный  орган-главное звено механизма государства                                             

3. Принципы организации  и деятельности государственного аппарата                                              

4. Проблемы совершенствования  аппарата современного государства                                        

5. Заключение                                                                                                                                                                                                                            

6. Литература.                                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

До недавнего времени  в общественном сознании традиционно  была сильна вера и надежда на государство  как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство  с известной долей эффективности  обеспечивало упорядоченность и  организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось  достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся  десятилетиями система приносила  определенные плоды: государственный  аппарат, с точки зрения внутрисистемных  связей, работал достаточно ровно  и организованно, хотя и не всегда рационально.

Устоявшиеся связи стали  рушиться, на смену одним государственным  органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху  в систему организации государственной  власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая  и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение  большей части российского общества к государству в целом и  к реализующим его функции  отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В этой связи перед Казахстаном  довольно остро встал вопрос о  необходимости создания стабильного, слаженного, рационально действующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.

Множество вопросов, связанных  с данной проблемой, возникает и  в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия  механизма государства. Дискуссии  нередко возникают по поводу соотношения  таких понятий, как государственный  аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при  определении системы органов, реализующих  основные направления государственной  деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить  и систематизировать имеющиеся  точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие  механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности  функционирования и развития непосредственно  механизма  государства на современном  этапе.

  

1. Понятие механизма государства.  Теория разделения властей как  основа формирования государственного  аппарата.

  Государство – это  исторически выделившееся из  общества и обусловленная его  экономическим строем политическая  организация суверенной публичной  власти, выражающаяся и защищающая  общие интересы собственников  основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение  общих дел, вытекающих из природы  общества.                                                                           

  Механизм государства  – есть  система государственных  органов, посредством которых  реализуется государственная власть, обеспечивается государственное  руководство обществом.

   В широком смысле  механизм государства включает  в себя три составные части:

     - государственные  учреждения;

    - государственный  аппарат;

    - государственные  предприятия.

   Государственные учреждения  – это такие государственные  организаций, которые осуществляют  непосредственную, практическую деятельность  по выполнению функций государства  в различных сферах: экономической,  социальной, культурной и т.п.

   Государственные предприятия  учреждаются для осуществления  хозяйственной деятельности в  целях производства продукций,  либо его обеспечения, выполнения  различных работ и оказания  многочисленных услуг для удовлетворения  потребностей общества.

  Одной из важнейших  проблем, относящихся к организации  государственной власти, в течение  нескольких столетий является  вопрос о единстве и разделении  властей. 

   Разделение власти  – одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования  всех видов политической и  не политической власти.                                                                                                                                      

   Разделение власти  исторически сложилось на самых  ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию  власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились  две устойчивые тенденции: концентрация  власти в одних руках или  в одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда двойственное отношение  к власти: борьба за власть  уже разделённых институтов против  её разделения, с одной стороны,  и стремление упорядочить отношения  разделённых властей и избавить  общество от столкновений между  ними, с другой.

  Сама идея разделения  власти делится на три ветви:  законодательную, исполнительную  и судебную сопровождает поиск  человечеством идеального государства  на протяжении многих веков.  В зачаточном состоянии она  присутствовала уже во взглядах  древнегреческих философов (Аристотель, Полибий) . Однако, как основополагающий  принцип составного учения о  демократическом государстве она  была сформулирована Д. Локком  и развита впоследствии Ш.  Монтескье. Последний придал теории  разделения власти вполне завершенный  и стройный вид. В его интерпретации  концепция разделения властей  получила свое отражение и  закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют  свое действие и по сегодняшний  день.

  Так, Монтескье утверждал,  что сосредоточение власти в  одних руках ведет к "ужасному  деспотизму" и предлагал разделить  государственную власть на три  ветви: законодательную (парламент) , исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды) .

  Впервые концепция  разделения властей получила  законодательное закрепление в  конституции США 1787 года, действующей  до сих пор. Наряду с концепцией  разделения властей, на эту  конституцию оказали влияние  идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое  разделение властей сопровождалось  не только системой сдержек  и противовесов, но и трактовкой  единства власти. Словами: "Мы, народ  Соединенных Штатов …" создатели  конституции провозглашали его  суверенитет, а затем "делили " органы государства по трем  ветвям власти. Декларация прав  человека и гражданина 1789 г.  содержит  бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование  правами и не проведено разделение  властей, не имеет конституции" (стр. 16) .

  В президентской республике  разделение властей проводится  наиболее последовательно. Так  в США этот принцип существенно  дополнен системой "сдержек и  противовесов", позволяющих не  только разделить три ветви  власти, но и конструктивно уравновесить  их. В парламентских республиках  баланс властей поддерживается  специфическими средствами, в частности  тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.                                                                            

  Конституционная  доктрина  некоторых стран (Латинская Америка)  исходит из существования четырех  властей: дополнительно называется  избирательная власть (корпус граждан-избирателей) , которая находит свое организационное  выражение в создании избирательных  трибуналов, от общегосударственного  до местных, которые рассматривают  споры о выборах, утверждают  их результаты.

  Иногда выделяется  четвертая функция и соответствующая  ей ветвь власти надзорная.  В конституциях отдельных стран  можно встретить упоминание о  контрольной или контрольно-надзорной  власти, или же о соответствующих  органах, не входящих в структуру  органов законодательной, исполнительной  или судебной власти.

 Иногда выделяются  только две власти: законодательная  и исполнительная, без характеристики  судебной власти в качестве  самостоятельной. Такую точку  зрения аргументируют следующим:  суды действуют на основе законов,  принимаемых законодательной властью,  поэтому судебные органы –  это тоже органы исполнительной  власти, и говорить о самостоятельной  судебной власти нет оснований.                                                                                                  

  В федеративных государствах  иногда дополнительно различают  власть федерации, представленную  всеми ее органами (здесь, прежде  всего, имеется в виду особые  полномочия федеральных органов  в целом в отношении органов  субъектов федерации как самостоятельных  государств) , и власть каждого  из субъектов федерации.                                                                             

  А там, где существует  должность президента, наделенного  значительными полномочиями и  именуемого главой государства  (но не главой исполнительной  власти) , не входящего, таким образом,  в структуру ни одной из  властей, есть определенные основания  говорить об особой президентской  власти.                                                                                                                       

  Говоря о характере  взаимоотношений между тремя  общепринятыми ветвями власти, нужно  обратить внимание на два основных  момента: - необходимо такое распределение  полномочий, при котором создается  механизм сдержек и противовесов  для предотвращения злоупотреблений  властью; - необходимо и сотрудничество  между властями в целях достижения  максимальной эффективности в  управлении обществом.

Эти два положения –  суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек  и противовесов.

Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей  в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.

       Конкретное  содержание принципа разделения  властей состоит в следующем:

   -    законы  должны обладать высшей юридической  силой и приниматься                 только законодательным (правительственным)  органом;                                     

   -     исполнительная  власть должна заниматься в  основном исполнением  законов  и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства  и лишь в некотором отношении  парламенту;

    -    между  законодательным и исполнительным  органом должен быть обеспечен  баланс полномочий, исключающий  перенесение центра властных  решений, а тем более всей  полноты власти на одного из  них;                           

    -    судебные  органы независимы и в пределах  своей компетенции действуют  самостоятельно;

    -    ни одна  из трех властей не должна  вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с  другой властью;

    -    споры  о компетенции должны решаться  только конституционным путем  и через правовую процедуру,  т.е. Конституционным Судом;                     

     -     конституционная система должна  предусматривать правовые способы  сдерживания каждой власти двумя  другими, т.е. содержать взаимные  противовесы для всех властей.

   

2. Государственный орган  - главное звено механизма   государства

  В более узком смысле  механизм государства нередко  отождествляют с аппаратом государства,  представляющим собой сложную  систему органов, различающихся  своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом  компетенции, формами и методам  и деятельности.

  В свою очередь,  орган государства является первичным  элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями  субординации и координации, являясь  носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее  общих задач государства и  осуществлении его функций. Каждый  государственный орган представляет  собой относительно самостоятельное,  структурно обособленное звено  государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий  на организационную, материальную  и принудительную силу государства.

Информация о работе Аппарат государства