Виды безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить порядок осуществления безналичных расчетов.
Задачи работы:
1. проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях;
2. коснуться основных проблем организации безналичных расчетов и перспектив отдельных форм платежей.
.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА ….. ……………………………..……………………….....5
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ…………..………………………………………………13
2.1 Платежное поручение…………………...…………..………….13
2.2 Платежное требование-поручение ……………………….………..19
2.3 Платежное требование …………………………………….……....22
2.4 Расчеты чеками……………………………….…………...…….28
2.5 Инкассовые распоряжения…………………………………….33
2.6 Банковские пластиковые карточки……………………….……...35
2.7 Аккредитив……………………………………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке- эмитенте карт-счет.

В соответствии со своими функциональными характеристиками карточки подразделяются на:

-         дебетовая карточка – это карточка, предназначенная для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счета владельца в банке;

- дебетно-кредитная – эта карточка используется для совершения платежей за товары и услуги, а также для получения банковских услуг как за счет собственных средств пользователя, так и, в отдельных случаях, за счет кредита, предоставляемого банком-эмитентом.

Карточки являются платежными инструментами, выпускаемыми банками- эмитентами.

Выпуск в обращение карточек национальной (международной) системы расчетов осуществляется банком на основе Разрешения Национального банка
Республики Беларусь на право осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек в соответствии с «Правилами проведения операций с использование карточек», принятыми внутри Системы.

Физическое лицо для получения карточки представляет в банк следующие основные документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- заявление-анкету на получение карточки.

При желании личная карточка может быть выдана также иному физическому лицу (родственнику), если клиент укажет это в заявлении-анкете на получение карточки.

Юридическому лицу (предпринимателю без образования юридического лица) для получения карточек необходимо представить в банк:
- дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
- заявление-анкету на каждого держателя карточки;

- доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.

Операции с дебетной или дебетно-кредитной карточкой производятся только при наличии на карт-счете необходимой суммы средств, которую юридические лица перечисляют со своего расчетного счета, физические лица – с вкладного счета или вносят наличными (через кассу банка-эмитента). При необходимости карт-счет пополняется.

Операции с дебетно-кредитной карточкой производятся только при заключении кредитного договора между банком-эмитентом и держателем карточки.

Перед выдачей карточки банк обязан ознакомить владельца карт-счета со следующей информацией:

- область применения карточки;

- условия использования карточки;

- тарифы по операциям с карточками;

- права и обязанности клиента и банка по операциям с карточками;
        - распределение ответственности между банком-эмитентом и клиентом в случае нарушения Договора;

-         порядок рассмотрения споров;

-         порядок аннулирования и изъятия карточки.

Банк-эмитент может установить определенные ограничения по операциям с карточками – минимальный и максимальный предел суммы одной операции, количество расчетных операций в течение того или иного периода, предел суммы расчетных операций в течение одного дня, недели и т.п.

Карточка действительна в течение срока, предусмотренного договором.
При истечении срока действия карточка может быть заменена. Замена карточки производится также при преждевременном выходе карточки из строя, при желании клиента рассчитываться карточкой другого вида. Новая карточка выдается на сумму неиспользованных средств на карт-счете [9].

Платеж по карточке фиксируется в карт-чеке, в котором указывается: наименование платежной системы; наименование и адрес предприятия торговли (сервиса); номер карточки; наименование валюты платежа, сумма платежа; дата и время совершения операции. Карт-чеки представляются предприятием торговли (сервиса) вместе с реестром в обслуживающее учреждение банка для зачисления выручки на его расчетный счет.

В договор карт-счета могут быть также включены дополнительные условия в соответствии с нормами, установленными Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, а также по усмотрению сторон [9].

Основным преимуществом банковских пластиковых карточек является то, что их внедрение позволяет снизить количество наличных денег и, следовательно, затраты на наличный денежный оборот, пополняет ресурсную базу банков.

Использование пластиковых карточек способствует уменьшению наличного денежного оборота и затрат по его обслуживанию, ускорению оборачиваемости средств в сфере потребительских сделок, повышению качества труда работников банка и обслуживания предприятий торговли, населения.

 

2.7    Аккредитив

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика
(далее – «банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее –
«бенефициар») обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые
(депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке- эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете
«Аккредитивы к оплате».

При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента [7].

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

-         вид аккредитива;

-         наименование приказодателя;

-         наименование и место нахождение банка-эмитента;

-         наименование бенефициара;

-         наименование и место нахождение банка-бенефициара;

-         сумма аккредитива;

-         номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;

-         срок действия аккредитива;

-         порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);

-         если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;

-         полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;

-         срок представления документов в банк бенефициара;

-         наименование товара;

-         дата отгрузки товара.

Допускается включение в заявление об открытии аккредитива других необходимых условий. Условия аккредитива должны быть полными и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка, срока действия аккредитива [6].

На всех экземплярах принятого к исполнению заявления об открытии аккредитива ответственный исполнитель проставляет регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем и четвертом экземплярах – штамп банка.

Первый экземпляр заявления служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка-эмитента. Второй экземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.

Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расчеты можно охарактеризовать как предоставление компенсации в денежной форме за произведенное исполнение или по другим основаниям. Объектом данных операций выступают денежные средства.

Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчетах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчетов. По собственным операциям банки могут выступать одновременно как сторона и как участник расчетов. Проведение безналичных расчетов требует особой организации, под которой подразумеваются принципы, условия, порядок и формы расчетов. В разных странах они имеют свою специфику, что обусловлено сложившимися банковскими традициями в использовании различных элементов платежной системы, общим уровнем состоянием экономики, тенденциями происходящих изменений.

При безналичных расчетах происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банке и зачисление их на банковский счет другому субъекту. Согласно ч. 2 ст. 231 БК под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Таким образом, с участием банка происходят только безналичные расчеты. Поэтому мнение о самостоятельности всех расчетных отношений, несмотря на то, что оно до сих пор поддерживается рядом авторов, нельзя назвать обоснованным. Более справедлива точка зрения, согласно которой лишь расчеты, осуществляемые безналичным способом, приобретают форму самостоятельного расчетного правоотношения.

Использование той или иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Выбор формы зависит от способа и места платежа, вида документов и характера документооборота.

Следует отметить, что порядок расчетов является обязательным условием договоров, они играют важную роль в исполнении платежей. Наиболее универсальным платежным инструментом является платежное поручение.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительная дешевизна, относительно простой и быстрый документооборот. Однако важным их недостатком является отсутствие должной гарантии исполнения обязательств той или иной стороной. В международных расчетах используются дорожные и банковские чеки. Они служат для обеспечения безопасности транспортировки денег.

Что касается аккредитива, то при международных расчетах посредством аккредитива проявляется необычайная правовая надежность данной формы расчетов; аккредитив гарантирует покупателю, что платеж будет произведен банком поставщику только при своевременном подтверждении последним соответствующими документами выполнения своего договорного обязательства. Минусом аккредитивной формы расчетов является то, что аккредитив представляет собой наиболее дорогостоящую форму расчетов, так как за выполнение разнообразных услуг в рамках аккредитивной формы расчетов (открытие, авизование, подтверждение аккредитива, проверка документов, платеж и т.д.) банки взимают более высокие банковские комиссии, чем по другим формам безналичных расчетов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.       Банковский кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями от 17 июля 2006 г.) № 145-3. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 200 с.

Информация о работе Виды безналичных расчетов