Рынок, условия возникновения рынка, виды и и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что современная экономика носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

Содержание

1. Рынок.
1.1 Условия возникновения рынка
1.2 Виды рынков и их функции
2. Конкуренция. Типы конкуренции
2.1 Понятие совершенной конкуренции
2.2 Понятие несовершенной конкуренции
2.2.1 Чистая монополия
2.2.2 Олигополия
2.2.3 Монополистическая конкуренция
2.2.4 Чистая конкуренция
3. Несовершенство рынка
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика реферат.docx

— 33.92 Кб (Скачать документ)
  1. Существует несколько фирм, но различная структура маркетинга, хотя и сходная продукция.
  2. Есть возможность проникновения на рынок, так как начальные затраты не очень высоки.
  3. Важны отличительные особенности товаров.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

 

2.2.4 Чистая конкуренция

Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки.

  1. Продукция была бы однородной, и имелось бы полное знание рынка и беспрепятственный выход на рынок.
  2. Ближайшим к идеальной конкуренции примером может служить нерегулируемый рынок сельскохозяйственной продукции.
  3. Очень мало (если вообще такое имеет место) специалистов по маркетингу работает в условиях чистой конкуренции.
  4. Чистая конкуренция условно является одним полюсом рыночной структуры, а монополия — противоположным.
  5. Большинство специалистов по маркетингу работают в конкурентной обстановке, которая могла бы быть условно размещена где-то между этими двумя полюсами.
  6. Рынок каждого предприятия при данном типе конкуренции невелик, спрос эластичен. Легко внедриться на этот рынок.

 

3.  Несовершенство рынка

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения  являются полностью совершенными и  обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических  агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно  ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны  с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается  неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных  объемах.

1. Рынок не способен противостоять  монополистическим тенденциям. В  условиях рыночной стихии неизбежно  возникают монополистические структуры,  ограничивающие свободу конкуренции.  При бесконтрольности рыночной  среды формируются и укрепляются  монополии. Создаются неоправданные  привилегии для ограниченного  круга субъектов рынка.

2. Рынок не заинтересован и  не способен производить общественные  блага («общественные товары»). Эти  товары либо вообще не производятся  рынком, либо поставляются им  в недостаточном количестве.

3. Рыночный механизм непригоден  для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность  в условиях рынка затрагивает  интересы не только непосредственных  его участников, но и других  людей. Ее последствия нередко  носят негативный характер.

4. Рынок не обладает способностью  обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию  в распределении доходов. Рынок  по своей природе игнорирует  социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении  ресурсов и доходов. Он не  обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения. Каждый  должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

5. Рыночный механизм порождает  неполную и недостаточно совершенную  информацию. Только в условиях  полностью конкурентной экономики  участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Рынок — это многосложная  сфера взаимодействия покупателей  и продавцов, производителей и  потребителей, осуществляемого через  движение цен при регулирующем  воздействии институциональных  норм и правил. Предпосылками  возникновения рынка служат общественное  разделение труда, экономическая  самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. 

2. Рынок как развитая система  отношений товарного обмена представляет  собой совокупность отдельных  рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости  от объектов обмена, характера  обмениваемых товаров, условий  функционирования и т.д. 

3. Функции рынка определяются  решаемыми им задачами. Рынок  отвечает на вопросы: что, как  и для кого производить? Он  выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.

4. Конкуренция — одно из основополагающих  понятий рыночной экономики. Это  движущий механизм рынка, фактор  внутреннего развития, борьба участников  рынка за лучшие условия производства  и реализации продукции. 

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических  ресурсов. Принято различать конкуренцию  совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для  формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой  институциональной среды.

5. Экономическая деятельность связана  с неопределенностью и риском. Неопределенность выбора обусловливается  неполнотой и неточностью информации, неизбежностью ошибок в процессе  прогнозирования. Не существует  «патентованных» рецептов снижения  риска. Повышению надежности выбора  могут служить диверсификация  размещения средств, всесторонняя  оценка принимаемых решений. 

6. Позитивные функции рынка делают  его в принципе достаточно  эффективной системой. Вместе с  тем рынок нуждается в институциональном  регулировании. Отклонения от  условий совершенной конкуренции  свидетельствуют о несовершенстве  рынка. 

7. Рынок не способен противостоять  монополистическим тенденциям. Он  непригоден для устранения внешних  эффектов. Рынок не заинтересован  и не может производить общественные  блага. Он не способен обеспечить  социальные гарантии и противодействовать  социальному расслоению. Несовершенства  рынка нейтрализуются мерами  государственной экономической  и социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Булатов А.С."Экономика", 2003.-663с.

  1. Варламова А. Конкуренция и монополия. //РИСК. -2007.-56 -60с.
  2. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
  3. Толкачев. С.  Несовершенная конкуренция. // Российский экономический        журнал. 1993. N.5. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок, условия возникновения рынка, виды и и функции