Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории (региона). Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу и нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование и распределение местных бюджетов
Раскрыть сущность местных бюджетов - дать понятие, рассмотреть структуру и принципы формирования местных бюджетов

Содержание

Введение
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления……………………4
2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования………………………..9
2.1. Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета)…………………9
2.2. Доходная часть местных бюджетов………………………………………………………10
2.3. Расходная часть местных бюджетов……………………………………………………...14
3. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

бюджетное право.docx

— 41.14 Кб (Скачать документ)

Исполнительные  органы муниципальной власти составляют проект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов  местного самоуправления, осуществляют исполнение бюджета, в том числе  сбор доходов бюджета, управление муниципальным  долгом, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия (ст. 154 БК РФ).

Исполнительные  органы местного самоуправления составляют проект бюджета, направляют в представительные органы местного самоуправления его  и одновременно такие документы:

прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;

основные  направления бюджетной и налоговой  политики муниципального образования  на следующий финансовый год;

прогноз сводного финансового баланса по территории муниципального образования  на очередной финансовый год;

программу приватизации муниципальных предприятий  на очередной финансовый год.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в  порядке, установленном уставом  муниципального образования.

Если  местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование средств муниципального образования до утверждения бюджета  производится по соответствующим статьям  бюджета истекшего финансового  года ежемесячно в размере одной  двенадцатой суммы фактически произведенных  расходов с учетом индекса потребительских  цен.

Как правило, рассмотрение предложений по расходам в представительном органе местного самоуправления включает в себя как  обязательный этап их изучение в депутатских  комиссиях на предмет актуальности, целесообразности, финансовой и материальной возможности реализации.

При постатейном  рассмотрении и утверждении расходной  части бюджета выделяются расходы  текущего и капитального характера. Каждая из статей расходной части  утверждается отдельно.

Контроль  за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов.

Органы  местного самоуправления публикуют  сведения об исполнении местного бюджета  за истекший финансовый год. Муниципальные  образования представляют в установленном  порядке сведения об исполнении местных  бюджетов в Государственный комитет  РФ по статистике.

Местные бюджеты тесно взаимосвязаны  с бюджетами субъектов РФ и  федеральным бюджетом. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и  порядок бюджетного регулирования  закреплены в ст. 129 БК РФ. Исходя из указанных общих принципов следует выделить некоторые особенности участия муниципальных образований в межбюджетных отношениях, к числу которых относятся:

взаимная  ответственность;

применение  единой для всех муниципальных образований  методологии, учитывающей в то же время их индивидуальные особенности;

выравнивание  доходов муниципальных образований;

максимально возможное сокращение встречных  финансовых потоков;

компенсация местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих в связи с решениями, принимаемыми органами государственной  власти;

повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных  доходов местных бюджетов;

гласность межбюджетных отношений.

Подытоживая, можно сделать вывод, что данная структура расходов местных бюджетов свойственна для большинства  муниципальных образований и она будет продолжать оставаться такой до тех пор, пока не будет воплощена и реализована до конца жилищно-коммунальная реформа и пока у муниципалитетов не появятся средства для инвестиционной политики торгово-промышленной сфере на местном уровне. И даже тогда основные расходы будут приходиться на социально-культурные мероприятия, так как это предопределено самой сущностью местного самоуправления.

 

3. РОЛЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ  В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ.

Бюджет  муниципального образования - форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.

Роль  местных бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете муниципального образования  позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью» (ст.130). И далее в  Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют  муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный  бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного  порядка, а также решают иные вопросы  местного значения».

Во-вторых, главная роль местных бюджетов заключается  в создании финансовой базы.

Формирование  бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое  развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам  муниципальной власти обеспечить планомерное  развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства. С помощью  местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий. С этой целью  формируются и реализуются региональные программы экономического и социального  развития муниципальных образований  по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых  случаях межбюджетные отношения.

Имея, в  распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать  или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг  в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.). Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных  бюджетах, органы представительной и  исполнительной власти, могут централизованно  направлять финансовые ресурсы на решение  стратегических задач развития региона  и приоритетных отраслей.

Финансовые  органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и  текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных  производств и промыслов.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике  страны инфляция, и настроенность  финансовой системы не позволяет  местным бюджетам проявлять в  полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Роль  местных бюджетов в социальном и  экономическом развитии регионов может  еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут  быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных  бюджетов и их использованию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев вопрос «Роль местных бюджетов в  социально-экономическом развитии территории», стало очевидно, главная  финансовая основа местных органов  власти - местные бюджеты. Именно благодаря  им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства. Территориальные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества.

Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных  потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных  образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние специальные  учебные заведения, мероприятия  по правопорядку, внутренней безопасности, охране окружающей среды. Через местные  бюджеты осуществляется важное практически  для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий.

Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих  местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования  этих процессов от центральных органов  власти к местным. Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и  местных бюджетов, усиливается, а  сфера их использования расширяется.

 

Список  используемой литературы:

Выдрин  И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: НОРМА - ИНФРАМ, 2000.

Гражданский кодекс РФ. М.: Проспект, 2001

Европейская Хартия о местном самоуправлении. \\ Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 36.

Замотаев  А. Местное самоуправление как элемент  государственного устройства. // Российская юстиция, 2004, N 6.

Коваленко А.И."Муниципальное право", М.. 1997, "Новый юрист".

Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Веста-М, 1997.

Морозова  Т.Г. Муниципальный менеджмент. М.: Юнити, 2005.

Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления / Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: Юнити, 2004.

Собрание  законодательства РФ. - 2005. - N 2. - Ст. 3341; Российская газета. 2006. 27 марта

Федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» \\ «Российская газета», N 202, 08.10.2003 .

Федеральный закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 28.12.2004 года) \\ Собрание законодательства Российской Федерации. N 39. 

Информация о работе Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований