Правовые основы страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений.
Страхование как финансовая отрасль включает значительное число субъектов гражданских правоотношений. Данная тенденция объективна, так как страхование является единственным финансовым и правовым механизмом, в полной мере осуществляющим защиту экономических интересов граждан и юридических лиц, причем практически от всех негативных обстоятельств, встречающихся на их жизненном пути.

Содержание

1.Понятие страхования, источники и функции.
II. Виды страхования.
III. Правовое регулирование обязательного страхования в РФ.
IV. Государственный надзор за страховой деятельностью

Работа состоит из  1 файл

План.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

1) выбранной структуры управления местными делами;

2) профессионализма и человеческих качеств служащих и выборных лиц;

3) профессионализма глав администраций, их умения организовывать труд служащих, степени владения ими методик управления персоналом служащих, владения методик развития территорий, развития демократии;

3) достаточного финансирования для выполнения своих функций;

4) разумного разделения труда среди служащих;

5) ответственности служащих перед населением;

6) качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;

7) качества муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;

8) правовой культурой населения и служащих;

9) развитости форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местного референдума, муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;

10) активности населения, осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. Также имеется свой Устав, который разрабатывается этим муниципальным образованием самостоятельно. Принимается Устав представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Муниципальная собственность - средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит, местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная это две формы власти народа.

Местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;

2) местное самоуправление особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;

5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.

 

2. Система гарантий местного самоуправления

Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.
Различают два вида гарантий: общие и специально-юридические.
Общие гарантии делятся на:
а) экономические:
- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст8 Конституции РФ);
- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст9 Конституции РФ);
- самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (стст130, 132 Конституции РФ);
- передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст132 Конституции РФ);
- самостоятельность местных бюджетов (ст132 Конституции РФ);
- право установления местных налогов и сборов (ст132 Конституции РФ);
- право на дотации и субвенции (стст36, 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст133 Конституции РФ);
б) политические:
- принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (стст10, 12 Конституции РФ);
- принцип разграничения полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (стст4-6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника - народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;
в) организационные;
- исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст12 Конституции РФ);
- принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст131 Конституции РФ);
- принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст131 Конституции РФ);
г) духовные:
- система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;
- правосознание и правовая культура населения;
- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").
Специально-юридические гарантии делятся на:
а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.чв Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
б) судебные, представляющие собой:
- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;
-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления (ст133 Конституции РФ, ст.46 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
в) ограничительные, представляющие собой:
- запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными Законами (ст133 Конституции РФ, ст43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п14 ст4, стст49, 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").

    Законы субъектов Российской Федерации не могут снижать уровень гарантий местного самоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Указанные ограничения, вводимые законами субъектов Федерации, не имеют юридической силы, поскольку согласно ст.76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

3. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления.

В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан - жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей /неопределенного круга потребителей/ с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.

Статья 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом Закон предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

В целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство Российской Федерации приняло постановление “О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления” от 27 июня 1996 г. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

Статья 45 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам местного самоуправления.

Правовые акты по вопросам местного самоуправления принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, которые содержат положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления, подлежат юридической экспертизе. Проведение данной процедуры возложено на Министерство юстиции Российской Федерации. В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации - консультативный орган при Президенте РФ, в котором муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.

Статьи 4 и 5 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают правовую защиту интересов и прав местного самоуправления федеральными и региональными программами развития местного самоуправления. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса - Палате местных властей.

 

 

 

Заключение

Местное самоуправление - это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях РФ, субъектов РФ необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовые основы страхования