Положение Центрального банка РФ и банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание

Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Содержание

Введение……………………………………………………...……..3
I Современная банковская система
1.1 Сущность банковской системы…………………………...….4 – 5
1.2 Структура банковской системы………………………………6 – 7
II Центральный банк
2.1 Место Центрального банка в кредитной системе и экономике страны …………………………………………………………………..…..8 – 13
2.2 Функции Центрального банка………………………………….14 – 15
Заключение …………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………….17

Работа состоит из  1 файл

банковское право.docx

— 40.13 Кб (Скачать документ)

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко  установлена возможность государственных  органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

Несколько на более высокой  ступени независимости находятся  центральные банки Австрии и  Дании. Законодательство этих стран  не содержит формального права государства  на вмешательство в денежно-кредитную  политику центрального банка, однако обязывает  его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Центральные банки ФРГ  и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует  право государства на вмешательство  в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости  центрального банка выражается в  наличии законодательного ограничения  кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного  финансирования правительства центральным  банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран  мира. Исключение составляют США и  Великобритания, где государственные  займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки  Австрии, Германии и Нидерландов.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный  Верховному Совету РСФСР, он первоначально  назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным  Советом РСФСР был принят Закон  о Центральном банке РСФСР  (Банке России), согласно которому  Банк России являлся юридическим  лицом, главным банком РСФСР  и был подотчетен Верховному  Совету РСФСР. В законе были  определены функции банка в  области организации денежного  обращения, денежно-кредитного регулирования,  внешнеэкономической деятельности  и регулирования деятельности  акционерных и кооперативных банков.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания  стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и  инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных  ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил  использование прямых кредитов для  финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять  целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение  работы коммерческих банков и повышение  их ликвидности. В установленных  законодательством рамках с рынка  банковских услуг были выведены несостоятельные  банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков2.

Традиционно перед центральным  банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

- эмиссионным центром  страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

- банком банков, т.е. совершать  операции не с торгово-промышленной  клиентурой, а преимущественно с  банками данной страны: хранить  их кассовые резервы, размер  которых устанавливается законом,  предоставлять им кредиты (кредитор  последней инстанции), осуществлять  надзор, поддерживая необходимый  уровень стандартизации и профессионализма  в национальной кредитной системе;

- банкиром правительства,  для этого он должен поддерживать  государственные экономические  программы и размещать государственные  ценные бумаги; предоставлять кредиты  и выполнять расчетные операции  для правительства, хранить (официальные)  золото-валютные резервы;

- главным расчетным центром  страны, выступая посредником между  другими банками страны при  выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных  требований и обязательств (клирингов);

- органом регулирования  экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи  центральных банков закреплены  законодательством. Так, монополия  на эмиссию национальной денежной  единицы дает возможность центральному  банку держать под контролем  ликвидность кредитных институтов3. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

Итак, центральные банки  являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана  с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и  ее курса по отношению к иностранным  валютам, развитием и укреплением  банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Функции Центрального банка

1.     Денежно-кредитное регулирование экономики;

2.     Эмиссия кредитных денег – банкнот;

3.     Контроль за деятельностью кредитных учреждений;

4.     Аккумуляция  и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

5.     Кредитование  коммерческих банков (рефинансирование);

6.     Кредитно-расчетное  обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного  займа, эмиссионно-кассовое исполнение государственного бюджета);

7.     Хранение  официальных золотовалютных резервов.

Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций  и ревизий, издания инструкций, сбора  и обобщения отчетности и т. д.), центральные банки располагают  и экономическим инструментарием  для регулирования банковской сферы. Его основными составляющими  являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.

Политика минимальных  резервов впервые была опробована в  США в 30-е годы, и сразу после  второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки  всех ведущих капиталистических  стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

Другая функция подобного  резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

Операции на открытом рынке  и девизные операции. Операции на открытом рынке – покупка и продажа  государственных ценных бумаг с  целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем  изменения объема купли-продажи  ценных бумаг и уровня цен, по которым  они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие  на кредитную активность коммерческих банков. Девизные операции – это  покупка и продажа иностранной  валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые  центральный банк предоставляет  коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют  ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные  векселя банков, так и обязательства  третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются  заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Если Центральный  банк повышает учетную ставку, это  приводит к удорожанию кредита для  клиентов коммерческих банков. Это, в  свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Первые ЦБ возникли 300 лет  назад, но повсеместное распространение  и современное значение они приобрели  только в последние десятилетия.

 

Заключение

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового  рынка, резко меняется структура  банковской системы. Появляются новые  виды финансовых учреждений, новые  кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск  оптимальных форм устройства кредитной  системы, эффективно работающего механизма  на рынке капиталов, новых методов  обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной  банковской инфраструктуры - одна из важнейших  задач экономической реформы  в России. Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых  кредитных институтов. Коренным образом  должна измениться вся система отношений  внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного  и готового идти на обдуманный и  взвешенный риск. На это требуется  время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в  цивилизованном мире и опирающиеся  на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Рассматривая тенденции  экономического развития последних  лет, можно сделать заключение, что  базовым сценарием развития экономики  с большой вероятностью останется  инерционный, энергосырьевой принцип. Для нашей экономики характерна сильная зависимость от добывающих отраслей и экспортной выручки от продажи сырьевых ресурсов. В этих условиях приток нефтяных денег в страну стимулирует рост импорта, что повышает курс национальной валюты и вредит развитию несырьевых секторов экономики.

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. От 29.12.2006г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Гарант».

2.  Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции / Е.Ф. Жуков. - М.: Банки и биржи, 2005. - 504с.

3.  Белоглазова Б.Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки / под ред. Б.Н. Белоглазовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 355с.

4.  Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

5.  Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624с.

6.  Костькова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». - Система ГАРАНТ, 2007 г.

7.  Кредитные организации в России: правовой аспект (отв. ред. Е.А. Павлодский). - «Волтерс Клувер», 2006 г.

8.  Общая теория денег и кредита: учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 538с.

9.   Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки / А.С.Селищев. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

10. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В.М.Усоскин. М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2004. - 395с.

11. Хабаров В. И. Коммерческие банки: стратегии институционально-сетевого развития / В. И. Хабаров. - М.: Маркет ДС, 2004. - 203 с.: ил. - (Академическая серия)

12. Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 415 с.

1 Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В.М.Усоскин. М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2004. - 395с.

2 Хабаров В. И. Коммерческие банки: стратегии институционально-сетевого развития / В. И. Хабаров. - М.: Маркет ДС, 2004. - 203 с.

3 Закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. От 29.12.2006г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Гарант»


Информация о работе Положение Центрального банка РФ и банковской системы