Конституционные основы налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 06:48, контрольная работа

Описание

В статье проанализировано основное содержание понятия «налоговая система», рассмотрены конституционно-правовые принципы, лежащие в основе ее формирования, исследованы особенности их закрепления в Конституции Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word_1.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 2. Конституционные  основы налоговой  системы РФ. 

В статье проанализировано основное содержание понятия  «налоговая система», рассмотрены  конституционно-правовые принципы, лежащие  в основе ее формирования, исследованы  особенности их закрепления в  Конституции Российской Федерации.

Ключевые  слова: законы, конституция, налоговая  система, налоги, принципы, правовое регулирование. 

Понятие «налоговая система» является основополагающим при исследовании различных аспектов налогообложения Российской Федерации. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах ряда зарубежных государств, в российской юридической науке данное понятие до сих пор не обрело единого понимания, а потому не имеет легальной дефиниции.

     В законодательстве Российской Федерации  только однажды была предпринята  попытка дать определение налоговой  системы. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 2, ч. 2) определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке[1]. Данное определение неоднократно подвергалось критике со стороны многих ученых и юристов-практиков[2]. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26 ноября 2008 г.) в ст. 1 (п. 2) определяет предмет правового регулирования данного нормативного правового акта следующим образом: «… Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации…»[3].

     Таким образом, понятие «налоговая система  шире, чем понятие «система налогов  и сборов», последняя является элементом  налоговой системы. Следуя логике системного анализа, а также основываясь  на предложенном Ю.А. Тихомировым понятии  «центр правовой системы»[4], следует констатировать, что система налогов и сборов представляет собой центральный элемент налоговой системы государства.

     Таким образом, налоговую систему современного государства можно определить как  совокупность взаимосвязанных правоотношений, направленных, с одной стороны, на аккумулирование денежных средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондов государства для осуществления финансирования его основных функций, а с другой – на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Элементами налоговой системы являются:

  • система налогов и сборов как совокупность обязательных платежей, взимаемых в бюджеты различных уровней, установленных и действующих в настоящее время на определенной территории;
  • налогоплательщики и их представители, с одной стороны и налоговые органы государства – с другой;
  • система налогообложения, которая, в свою очередь, включает в себя порядок установления, введения, изменение, отмену налогов и сборов; порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых правоотношений и защиту прав налогоплательщиков и интересов государства.

     Налоговая система является сложной динамической системой, а потому, характеризуется  целостностью и единством; сущность налоговой системы определяется связанностью элементов, реальными отношениями, взаимодействием компонентов, из которых она образована. Выявление подобных связей важно как для налогового, так и для конституционного права, поскольку именно в этом заключается понимание комплексного характера правового воздействия на налоговые отношения. Поэтому важное значение для юридической науки и практики имеет выявление принципов формирования и функционирования налоговой системы, которые представляют собой ее основание. Их действие распространяется как на взаимосвязь между отдельными элементами налоговой системы, так и на всю налоговую систему в целом.

     Полагаем  наиболее правильным сформированный российской юридической наукой подход к правовым принципам как к объективно существующим закономерностям развития определенной группы правоотношений[5]. Принципы формирования и регулирования налоговой системы следует определить как закономерности развития правоотношений, складывающихся внутри налоговой системы как сложной динамической целостной системы.

     Правовые  принципы, получившие закрепление в  Конституции государства, обладают признаком нормативности, они аккумулируют наиболее важные социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества (соответственно, конституционно-правовые принципы налоговой системы – наиболее важные закономерности развития налоговой системы). Таким образом, конституционно-правовые принципы налоговой системы – это закрепленные в Конституции и/или вытекающие из нее объективные закономерности функционирования и развития налоговой системы государства, имеющие высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой сфере, определяющие ведущее направление и тенденции правового регулирования налоговой системы, устанавливая основные начала правотворчества и правоприменения, а также гарантии соблюдения и реализации прав и свобод граждан, основ конституционного строя.

     Как правило, в конституциях европейских  государств, принятых во II пол. ХХ в., регламентации конституционно-правовых принципов налоговой системы, отводятся целые главы конституций или их разделы, и, прежде всего, в них закрепляются наиболее важные принципы налоговых систем соответствующих государств. Так, например, в Конституции Бельгии 1831 г. (в ред. 2000 г.) содержится специальная часть V «О финансах», где получили развернутое закрепление конституционно-правовые принципы налоговой системы данного государства[6]. В Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 г. основы налоговой системы также закрепляются в главе 3 «Финансовое устройство»[7]. Основной закон ФРГ 1949 г. закрепляет не только принципы построения налоговой системы государства, но и перечень федеральных, земельных и местных налогов и сборов[8].

     В отличие от зарубежных государств, Конституция Российской Федерации 1993 г. не уделила достаточного внимания налоговой системе, отдельные вопросы налоговых отношений закрепляются в ее различных главах. Вместе с тем, как совершенно верно отмечает Н.П. Колдаева, внутренняя согласованность права проявляется в органическом единстве основных принципов регулирования общественных отношений, в конкретизации наиболее общих правовых установлений в конституции государства. Поэтому именно конституционные принципы должны лежать в основе любой отрасли (подотрасли) права[9], а том числе, в правовом регулировании налоговой системы.

     В этой связи следует отметить роль Конституционного Суда Российской Федерации  в выявлении, формулировании и систематизации конституционных принципов налоговой  системы России. Как отмечал В.О. Лучин, Конституционный Суд создает предпосылки, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни[10]. При осуществлении полномочий, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[11] он осуществляет толкование конституционных норм и положений налогового законодательства, именно он является тем органом государственной власти, который выявляет «скрытые» конституционно-правовые принципы налоговой системы[12].

     К изучению конституционно-правовых принципов  налоговой системы следует подходить  с позиций системно-структурного анализа. Такой подход предполагает не только выявление конкретных принципов, но и установление взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности между ними, т.е. их классификацию и систематизацию.

     Российскими учеными – специалистами, как  в области конституционного права, так и налогового права предложен  ряд классификаций конституционных  принципов налоговой системы[13]. Полагаем более рациональной классификацию конституционных принципов налоговой системы, представленную С.Г. Пепеляевым, в основу которой положен юридический критерием (структура отрасли конституционного права), поскольку конституционные принципы налоговой системы развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением. Он выделяет: а) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя; б) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика; в) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма[14].

     Следует также иметь в виду, что в  структуре конституционного права  как отрасли права кроме норм, сгруппированных в подотрасли и институты – институт основ конституционного строя, подотрасль основ правового положения человека и гражданина, институт федеративных отношений, существуют и нормы-принципы, «пронизывающие» всю отрасль конституционного права и имеющие общеправовой характер. Анализ налогового законодательства во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации позволяет выделить следующие общеправовые принципы формирования налоговой системы: а) принцип законности; б) принцип приоритета человека, его прав и свобод; в) принцип гласности; г) принцип взаимной ответственности государства и гражданина; д) принцип применения мер юридической ответственности только на основании закона и в порядке, установленном законом.

     Значение данных общих принципов в системе  правового регулирования налоговой системы Российской Федерации велико. Еще в 1997 г. Конституционный Суд указал, что из Конституции Российской Федерации вытекает, что общие принципы налоговой системы относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации[15]. Данное обстоятельство обусловливает верховенство общих конституционных принципов формирования и правового регулирования налоговой системы.

Информация о работе Конституционные основы налоговой системы РФ