Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ формирования и погашения финансового долга государства, как экономической категории, выполняющей три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Необходимо рассмотреть распределительную функцию государственного долга, т.к. через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 11
1.1 Понятие бюджетного дефицита 11
1.2 Проблемы внешней задолженности России и необходимость преодоления государственного долга 23
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 29
2.1 Внутренний долг 29
2.2 Особенности государственного долга и бюджетного дефицита в России 39
2.3 Формы обслуживания государственного долга. 46
ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ 56
3.1 Управление экономикой в условиях государственного долга 56
3.2 Реструктуризация государственного долга, как способ его преодоления 59
3.3 Конверсия и ее роль в преодолении государственного долга 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Работа состоит из  1 файл

Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

--



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

На тему «Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания»

Студент    Анашкин Сергей Николаевич  ________________

(подпись)

Научный руководитель  Разнодежина Эльвира Николаевна ________________

(подпись)

Рецензент    Бабужин Олег Адыхамович  ________________

(подпись)

Допустить к защите ГАК

Зав. кафедрой ЭД ИДО

______________________

(Ф.И.О.)

«____» __________ 2002г.

Ульяновск 2002

 

Выпускная работа выполнена мною самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

 

 

 

 

 

«13» сентября 2002г.

 

 

 

______________________  Анашкин Сергей Николаевич

 

УЛЬНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОТЗЫВ

НА ВЫПУСКНУЮ РАБОТУ

 

Студента Анашкина Сергея Николаевича

Направление «Экономика»

Тема выпускной работы «Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания»

Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент Разнодежина Эльвира Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

______________________________  ____________ /__________________ /

(Уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О.)              (подпись)   (Ф.И.О.)

«13» сентября 2002г.

 

УЛЬНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

НА ВЫПУСКНУЮ РАБОТУ

 

Студента Анашкина Сергея Николаевича

Направление «Экономика»

Тема выпускной работы «Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания»

Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент Разнодежина Эльвира Николаевна

 

 

Значение изучения выбранной темы и ее актуальность не могут вызывать сомнений. Относительно слабо развитый финансовый рынок нашего государства, наша однобоко развивающаяся рыночная система с ее всем известными проблемами в общем рассмотрении  несут в себе вопросы, которые ярко выражены в таких понятиях как «бюджетный дефицит» и «государственный долг». Данные категории в своей проблематике уже не первый год «висят», как «дамоклов меч», над гражданами России.

Настоящая выпускная работа есть достаточно удачная попытка разобраться в ситуации, сложившейся вокруг бюджета страны. Вопрос о государственном долге освещен всесторонне на основании подобранного научного и публицистического материала. Достаточно подробно показаны все основные пути и имеющиеся на сегодняшний день методы решения проблем, возникающих в связи с необходимостью обслуживания государственного долга. Выбор того или иного метода проводится  на основе добротного анализа с отражением всех положительных и отрицательных моментов возникающих в различных моделируемых экономических ситуациях, складывающихся в стране в различные периоды.

В главе 1 на основе всестороннего  рассмотрения сущности бюджетного дефицита наглядно высвечены проблемы государственного долга России. Умело используя официальные источники и приводя собственные аргументы студенту удалось доказать актуальность решения проблем обеспечения государственного долга России.

В главе 2 определены причины и особенности  возникновения проблем, связанных  с обеспечением государственного долга  в России. Следует отметить применение сравнительного анализа на основе опыта зарубежных стран. Отмечены и положительные моменты, связанные с экономической категорией – государственный долг, которые могут быть использованы в определении курса внутренней и внешней экономической политики государства.

В главе 3 рассмотрены методы обслуживания государственного долга с указанием на их положительные и отрицательные стороны, а так же их практическую применимость в сложившейся экономической ситуации в России.

Хочется отметить обще-познавательную сторону выпускной работы, а в  частности возможность применения учебно-методологических аспектов выпускной работы в налоговом органе с целью повышения профессионального уровня инспекторов. В выпускной работе обширно рассматривается проблема обеспечения государственного долга за счет налоговых поступлений в бюджет государства, понимание специалистами налоговой службы которой, не только расширит их личный кругозор, но и возможно поможет осознать важность производимой ими работы на местах, повысит степень ответственности.

Общий уровень выпускной работы позволяет представить ее на рассмотрение ГАК. Рекомендуемая оценка – ОТЛИЧНО.

 

 

Рецензент

______________________________  ____________ /__________________ /

(Должность,  место работы, уч. степень, уч. звание, , Ф.И.О.)            (подпись)   (Ф.И.О.)

«13» сентября 2002г.

 

УЛЬНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра экономических дисциплин

Направление «Экономика»

ЗАДАНИЕ

по выпускной работе

Студент Анашкин Сергей Николаевич

  1. Тема работы «Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания»
  2. Срок сдачи студентом законченной работы – 04 сентября 2002г.
  3. Исходные данные по работе: Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» 1992г., Проект программы Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие Российской экономики в 1999-2000 годах» март 1999г.
  4. Содержание разделов выпускной работы

Глава 1. Сущность государственного долга

Глава 2. Причины возникновения  и формы обслуживания государственного долга

Глава 3 Стабилизация экономики государства  и управление государственным долгом России

  1. Перечень графического материала – таблицы и диаграммы
  2. Дата выдачи задания 10 июня 2002г.

 

 

Руководитель 

выпускной работы _______________________

 

Студент ________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

На современном этапе под  влиянием значительного увеличения размеров бюджетных дефицитов, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами происходит возрастание значения такого  вида доходов, как государственный займ. Причем, помимо государственного бюджета, дефицит имеет место и в других звеньях финансовой системы: местных финансах, государственном секторе. Все большее обращение к займам является результатом увеличения финансовой напряженности, испытываемой звеньями финансовой системы. Оно связано с высоким уровнем военных расходов, крупными платежами процентов по займам, обременяющими бюджеты, необходимостью вмешательства государства в экономику. Наиболее широко используются займы в звене “государственный бюджет”. В настоящее время все капиталистические государства в ходе исполнения бюджета вынуждены обращаться к займам. Во многих странах поступления от займов достигают весьма крупных размеров. Так, в США (в отдельные годы) они составляют до 20% всех расходов федерального бюджета, в других странах - 10% и более /37/.  

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов.

В количественном отношении преобладает  деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов  кредитных отношений   (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный  долг находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности /24/.

  • В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета.

Как один из видов кредита государственный долг имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного долга является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный долг отличается от других видов кредита. Так, если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление банкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства  государственные займы не имеют  конкретного целевого характера. Тогда  как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Целью работы является анализ формирования и погашения финансового долга государства, как экономической категории, выполняющей три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Предметом исследования является бюджетный  дефицит и возможности его погашения за счет заимствованных средств и налоговых поступлений.

Исходя из определения предмета и цели исследования можно выдвинуть ряд задач.

Необходимо рассмотреть распределительную функцию государственного долга, т.к. через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться /39/. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

И таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного долга заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае).

Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по задолженности.

Информация о работе Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания