Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики,
ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей
совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать
на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование
структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства
включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных
доходных источников, определение приоритетов в финансировании
государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, моя курсовая
работа состоит из трех глав.

Содержание

Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь --------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь ---------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь----27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета -----------------37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45

Работа состоит из  1 файл

Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности

граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо

преградой на пути к благополучию страны.

На начальном этапе  проведения реформ государство нуждается  в значительном

объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает

налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку

сдерживает экономический  рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее

должна сменить налоговая  политика, направленная на стимулирование

экономического роста, создание благоприятного инвестиционного  климата.

При разработке подходов в области совершенствования  налоговой политики и

решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и

последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 1996

году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 1997 отменены

некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а

также сокращены некоторые виды акцизов. В 1998 году ставка чрезвычайного

налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования

налоговой политики сохранились и  в 1999году. Так, ставка налога на прибыль

была снижена до 25 %  вместо действовавшей  ставки 30 %.1 Положительную роль

в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли

решения по упорядочению системы местных  налогов, сборов и других

поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей

продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в  целом

прогрессивно.

Вообще, формирование доходной части  государственного бюджета

осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.

Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте  платежей в

бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов  хозяйствования в

формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки

для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост

налоговой нагрузки.

Однако, данные анализа  налоговых поступлений свидетельствуют  о том, что

общая совокупная налоговая  нагрузка по отношению к ВВП (с  учетом недоимки)

в 1999 году по сравнению  с 1998 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на

0,9 процентных пункта. Увеличение совокупной налоговой  нагрузки в 1999 году

сопровождалось снижением  удельного веса недоимки. Так, удельный вес

недоимки по доходам  к доходам бюджета (без учета  государственных целевых

бюджетных фондов) снизился с 1,0% на 1.01.99 г. до 0,6% на 1.01.2000 г., а

удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам  бюджета (включая

доходы целевых бюджетных  фондов) на сопоставимые даты сократился с 1,3 до

0,9% (Таблица № 3).

 

 

 

Таблица № 3: Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве1

|                                    |Ед.    |1998 г.     |1999 г.      |

|Показатели                          |изм.   |            |             |

|1. Валовой внутренний продукт       |Млрд.  |675159      |2890300     |

|                                    |руб.   |            |             |

|2. Доходы государственного бюджета  |Млрд.  |239547,3    |1055010,1    |

|(с  гос. Целевыми бюджетными фондами)|руб.   |            |             |

|3. Недоимка по доходам и            |млрд.  |3129,9      |9185,6       |

|поступлениям                        |руб.   |            |             |

|4.Уд. вес недоимки по доходам к     |%      |1,0         |0,6          |

|доходам  государственного бюджета    |       |            |             |

|(без  цел. бюд. Фондов)              |       |            |             |

|5. Уд. вес недоимки по доходам  и    |%      |1,3         |0,9          |

|поступлениям  к доходам гос. Бюджета |       |            |             |

|(с  цел. бюд. фондами)               |       |            |             |

|6. Общая совокупная налоговая       |%      |35,9        |36,8         |

|нагрузка                            |       |            |             |

|в том числе:                        |       |            |             |

|уд. вес доходов гос. Бюджета  в ВВП  |%      |35,5        |36,5         |

|уд. вес недоимки в ВВП              |%      |0,4         |0,3          |

 

Факторный анализ доходов  бюджета за 1999 г. по восьми основным налогам

свидетельствует, что перевыполнение относительных плановых показателей

стало итогом совместного  воздействия двух противоположно направленных

процессов: снижения налоговых  ставок (точнее, ставок фактического изъятия),

в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 3,1%, и повышения

налоговой базы, из-за чего рост доходов  составил 3,7%. В абсолютном

выражении первый из указанных факторов привел к снижению доходов

консолидированного бюджета на 26 837,6 млрд. руб., второй - к их увеличению

на 32 675,6 млрд. руб. Суммарное воздействие названных факторов

окончательно выразилось в увеличении доходной части бюджета на 5 838,0

млрд. руб. Таким образом, на сверхплановый  прирост суммы налоговых

поступлений за 1999 г. повлияло расширение размеров налоговой базы, и

негативная ситуация прироста суммы налоговых поступлений за счет роста

средней фактической ставки налогов, сложившаяся за январь-август 1999 г.,

была преодолена. Данную тенденцию  – расширение налоговой базы - следует

признать более прогрессивной, чем рост средней нормы налогов. Дело в том,

что рост ставок налогов при прочих равных условиях может усилить тенденцию

к не вполне эффективному и рациональному  размещению ресурсов в экономике

страны.

 Как показывает анализ, оптимальным  количественным показателем

налогообложения является уровень налоговой нагрузки в пределах 30 % к ВВП.

Это позволяет, с одной стороны, обеспечить стабильные поступления  доходов в

бюджет, а значит ритмичное финансирование запланированных программ и

мероприятий, с другой стороны – реализовать на практике стимулирующую

функцию налогообложения  для дальнейшего роста производства, инвестиций и

экспортного потенциала белорусских товаропроизводителей.

Реальное же снижение налогового давления на экономику может  быть достигнуто

только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их

ставок (при условии  качественного построения моделей  взимания каждого из

налогов). Такие решения  как раз и составляют основу налоговой  политики

государства и всегда зависят от состояния текущей  экономической конъюнктуры

(при высокой конъюнктуре  и инфляции более полезно для  экономики увеличивать

налоговую нагрузку).

Таким образом, действующая  сегодня в республике налоговая  система требует

серьезных изменений, и  прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и

количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания

каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить

подтвержденная многолетним  опытом мировая практика налогообложения.

Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение

достаточных поступлений  в бюджет, а другая –  налоги должны взиматься так,

чтобы они не мешали, а  напротив, способствовали росту и  развитию экономики,

необходимо проведение комплекса следующих мер:

Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;

Совершенствование структуры  и сокращение количества применяемых  налогов за

счет отмены малоэффективных  сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов  взимания

таких основных налогов, как акцизы , НДС, налог на прибыль и доходы

предприятий, подоходный налог с граждан;

Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым  налогам и сборам

в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать  возможным

снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;

Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и  местных налогов и

сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и  местных

бюджетов.

 

Таким образом, анализ первого  направления бюджетной политики – выработка и

реализация подходов по формированию основных доходных источников –

указывает как на имеющиеся  положительные результаты, так и  на ряд

проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.

 

 

 

                      2.2. Государственные расходы

 

                2.2.1. Понятие расходов, их классификация

 

Не менее актуально  второе направление бюджетной политики – государственные

расходы. Вообще, расходы  государственного бюджета — это  экономические

отношения, возникающие  в связи с распределением фонда денежных средств

государства и его  использованием по отраслевому, целевому и

территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных

расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями

государства, уровнем  социально-экономического развития страны,

разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-

территориальным устройством  государства, формами предоставления бюджетных

средств и т.п. Сочетание  этих факторов порождает ту или иную систему

расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-

экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в

экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В

теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации

расходов бюджета.

   В первую очередь,  расходы бюджета подразделяются  по их влиянию на

процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие  и

капитальные бюджетные  расходы.

Текущие расходы  связаны  с предоставлением бюджетных средств юридическим

лицам на их содержание и  покрытие текущих потребностей. Эти  расходы

включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и

социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного  хозяйства,

закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы

государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам  власти,

государственным и частным  предприятиям, транспортные платежи, выплату

процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти

расходы, в основном, соответствуют  затратам, отраженным в обычном бюджете

или бюджете текущих  расходов и доходов.

 Капитальные расходы   представляют собой денежные  затраты, связанные с

вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя

капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства,

инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты  государственным и

частным предприятиям, местным  органам власти. Данная группа расходов

отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации  расходов бюджета - предметный.

При этом все расходы  подразделяются на несколько крупных  групп. Как

правило, выделяются следующие  группы расходов:

Финансирование народного  хозяйства;

финансирование социально-культурных мероприятий;

финансирование науки;

финансирование обороны;

содержание правоохранительных органов и органов государственной  власти и

управления;

расходы по внешнеэкономической  деятельности;

создание резервных  фондов;

расходы по обслуживанию государственного долга;

прочие расходы и  выплаты.

   Здесь хорошо  видна роль государства в разных  областях общественной

жизни. Дополнительно  к указанным группам расходов могут выделяться затраты

на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

 

 

 

2.2.2. Структура и динамика  расходной части бюджета Республики  Беларусь

 

Как указывалось ранее, с помощью бюджета государства  пытаются

воздействовать на воспроизводственные  процессы, сгладить некоторые

отрицательные последствия  действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет,

перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится

важнейшим инструментом государственного регулирования. При  его

формировании, изъятии  доходов, направлении расходов и  осуществляющемся при

этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем

достигается это посредством:

Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и

предложение на них;

Бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих

расширение, обновление производства, совершенствование его  структуры,

социальные гарантии;

Финансовой поддержки  некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для

выравнивания экономических  условий их функционирования или  более быстрого

развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

Образование за счет бюджетных  ресурсов специальных фондов, резервов для

предупреждения диспропорций и развития экономики;

Социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев

Информация о работе Дефицит государственного бюджета