Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:00, реферат

Описание

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.36 Кб (Скачать документ)
 
Борьба  Руси против иноземных  захватчиков в XIII в.  
 
    
XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монго-ло-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане). 
     
     Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными. 
     
     В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238—1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества. 
     
     Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица — баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды — рати. 
     
     Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы. 
     
     Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей. 
     
     Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния. 
     
     В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей — построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена. 
    

 
Толковый  словарь русского языка Ушакова

Практический

ПРАКТИ'ЧЕСКИЙ, ая, ое (книжн.).

  1. Прил. к практика в 1 и 2 знач., относящийся к сфере практики. Практическая деятельность. П. деятель. Практическое применение знаний. Практические сведения. Ознакомиться с чем-н. практически (нареч.). 2. Являющийся практикой в каком-н. деле, применением знаний на деле, на практике, развивающий уменье, навыки, опыт в сфере какой-н. специальности. Практические занятия. П. опыт. 3. Необходимый для практики в какой-н. специальности, сообщающий знания, сведения для практики. Практическая медицина. Практическая физика. П. курс столярного дела. 4. Относящийся к сфере жизненного опыта, связанный с реальными потребностями быта. Ничего не понимает в практической жизни. Практически (нареч.) оба проекта одинаково не годны. 5. (в качестве кратк. форм употр. практи́чен, чна, чно). Деловитый, опытный, хорошо разбирающийся в делах, в интересах и потребностях быта. Я человек практический и конечно никакой чепухи допустить не могу. Тургенев. Он совершенно не практичен. 6. (в качестве кратк. форм употр. практи́чен, чна, чно). Экономный, удобный, легко применимый на деле, на практике. П. способ. Этот способ очень практичен. 

  Практика  по профилю специальности направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретного предприятия, приобретение первоначального практического опыта. 
 

    РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА вид учебных занятий, в процессе которых учащиеся (студенты) самостоятельно выполняют определенные учебной программой производственные задачи в условиях действующего производства (на предприятиях, в медицинских, педагогических, научно-исследовательских и других учреждениях). 
     
     
     
     
     
     
     

Лабораторные  занятия являются одной из наиболее эффективных форм учебных занятий в вузе. На этих занятиях студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с приборами и современным оборудованием. Именно лабораторные занятия дают наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах; на них студенты осваивают постановку и ведение эксперимента, учатся умению наблюдать, оценивать полученные результаты, делать выводы и обобщения. Следовательно, ведущей целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опыта. 

  Практикум - вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков, приобретенных на практических и лабораторных занятиях. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий - это его междисциплинарный и комплексный характер. Проводится практикум обычно в условиях приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности. 

  Курсовые  работы (проекты) - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебного предмета или цикла дисциплин. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущего специалиста. Курсовые работы и проекты студенты выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Довольно часто для выполнения таких заданий необходимы знания не по одному, а по нескольким предметам. Курсовое проектирование выполняется в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой, следовательно, требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени. В связи с большой трудоемкостью, своеобразием каждой курсовой работы (проекта) преподаватели организуют поэтапную работу над ней, разрабатывая четкие задания на каждый этап.

 
Большая советская энциклопедия

Лабораторные  занятия

Лабораторные занятия, один из видов самостоятельной практической работы учащихся в высшей, средней специальной и общеобразовательной школе: имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, причём для каждой устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим курсом и Л. з.

В вузах и  техникумах СССР на Л. з. обычно отводится 10—30% всего учебного времени, предусмотренного для данной учебной дисциплины; по отдельным дисциплинам (химия, физика, биология, общая электротехника и  др.) — до 60—70%. Л. з., как правило, завершаются сдачей зачёта по всему  циклу лабораторных работ.

      Практика  по профилю специальности направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретного предприятия, приобретение первоначального практического опыта.Материалы предоставлеПреддипломная (квалификационная) практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.  

Цели преддипломной практики:

- закрепление  и углубление знаний полученных  студентами в процессе теоретического  обучения;

 - приобретение необходимых умений и навыков и опыта практической  работы по изучаемой специальности.   

Задачи  преддипломной практики: 

      - обобщение и закрепление теоретических  знаний, полученных студентами в  процессе обучения;

      - формирование практических умений  и навыков по юридической специальности;

      - приобретение первоначального профессионального  опыта;

      - изучение практических и теоретических  вопросов, относящихся к теме  дипломной работы;

      - сбор, систематизация и обобщение  материалов, необходимых для написания  дипломной работы;

- разработка основных  разделов дипломной работы  
 

Дипломное поектирование 

  Полезная информация  скачать 

 Шаблоны отзыва  и рецензии на выпускную работу ( ms-word) скачать 

 Памятка на  предзащиту ( ms-word) скачать  
 

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов 

в высшем техническом  учебном заведении и имеет  целью: 

 систематизацию, закрепление и расширение теоретических  и практических знаний по специальности,  применение их при решении  конкретных научных, технических,  экономических и производственных  задач;  развитие навыков самостоятельной  работы, овладение методикой выполнения  проектных работ, теоретических  и экспериментальных исследований;  освоение методов выбора и  обоснования научно-технических  решений с учетом экономических  и технических требований при  разработке реальных инженерных  проектов и научно-исследовательских  работ. 

В то же время работа студента над дипломным проектом является первым этапом инженерной деятельности и, как правило, первой его инженерной разработкой. В связи с этим представляется целесообразной организация дипломного проектирования непосредственно на рабочих местах будущей деятельности выпускников. Это поможет молодому специалисту быстрее пройти период адаптации и освоиться в новом  коллективе.  

Кроме того, совмещение учебной работы с реальной инженерной разработкой и представление  ее в качестве дипломного проекта  значительно повышает ответственность  студента за качество своей работы, интерес к проекту и авторитет  дипломника как со стороны членов Экзаменационной комиссии (ЭК), так  и со стороны коллег по учебе, друзей и знакомых. 

Работа над дипломным  проектом начинается с преддипломной  практики, в процессе которой студенты получают темы дипломных проектов или  работ, разбираются в сути поставленных задач, уточняют исходные данные, собирают необходимый для технико-экономического обоснования проекта материал. 

Дипломный проект (ДП), являющиеся по существу квалификационными  работами, должны соответствовать специальности  и содержать решение вопросов разработки автоматизированных систем управления, баз знаний и данных, систем управления базами данных, информационных систем различного назначения.  

Тема дипломного проекта должна быть, прежде всего, актуальной, т. е. выдвигаться потребностями  и логикой развития современной  науки, техники, производства. При этом название темы дипломного проектирования должно быть кратким, четко отражающим его основное содержание. 

      Реферат и основные требования к его написанию

Термин «реферат»  имеет латинские корни и в  дословном переводе

означает «складываю,  сообщаю».  Словари определяют его  значение как « 

краткое изложение  в письменном виде или в форме  публичного доклада

содержания книги,  учения,  научной проблемы,  результатов  научного

исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора

литературы и других источников». 

1. Тема реферата  и ее выбор. 

_ тема должна быть  сформулирована грамотно с литературной  точки

зрения;

_ в названии реферата  следует определить четкие рамки  рассмотрения

темы,  которые  не должны быть слишком широкими или  слишком

узкими;

_ следует по возможности  воздерживаться от использования  в названии

спорных с научной  точки зрения терминов,  излишней

наукообразности,  а также от чрезмерного упрощения  формулировок,

избегать длинных  названий.

Информация о работе Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в