Бюджетные правоотношения: понятие и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание

Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико.

Содержание

Введение
Бюджетные правоотношения: понятие и особенности.



Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное право на рецензию - копия.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

В зависимости  от характера и видов бюджетных  правоотношений объектами бюджетных  правоотношений могут являться:

а) поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета (доходы бюджета);

б) часть  бюджетных средств, которая используется и расходуется из соответствующих  бюджетов (бюджетные расходы);

в) часть  государственной казны (бюджетные  средства). В бюджетном законодательстве отсутствует определение государственной казны, несмотря на то что Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную казну как объект бюджетных правоотношений. В данном аспекте следует исходить из финансово-правовой категории государственной казны;

г) проекты  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

д) законы о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ;

е) деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др. В процессе финансового (бюджетного) контроля в соответствии с нормами действующего законодательства между субъектами бюджетного контроля возникают бюджетно-контрольные правоотношения - особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений.

Субъекты  бюджетных правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса.

 Анализ положений БК РФ показывает, что в состав участников бюджетных правоотношений входят следующие субъекты:

1. Государство и его территориальные подразделения: а) Российская Федерация,

б) субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, автономная область, 2 города федерального значения Москва и Санкт Петербург;

 в) муниципальные  образования: 

1867 районов;

1091 гор.;

329 районов и  округов в городах; %/ 1922 поселка  городского типа;

24444 сельских  администраций. 

2. Президент  и органы государственной власти  Российской Федерации (исполнительные и законодательные органы). В их компетенцию в сфере бюджетных правоотношений входят:

 • установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной системы РФ;

%/ разграничение  и перераспределение доходов  от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;

разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней;

определение основ  составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

• определение  основ формирования доходов, осуществления  расходов из бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ;

%/ определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

установление  порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проекта  федерального бюджета, утверждение  и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

установление  федеральными законами порядка заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправле

 

ния, управления долгом Российской Федерации, субъектов  РФ и органов местного самоуправления;

осуществление государственных заимствований  Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

установление  порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• осуществление  расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

*/ установление  порядка и условий предоставления  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ и местным  бюджетам;

предоставление  финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

установление  общих принципов и условий  предоставления бюджетных кредитов;

установление  минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

утверждение бюджетной  классификации РФ;

установление  единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ;

формирование, обеспечение  погашения и обслуживание внешнего долга; определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

определение перечня  и порядка формирования государственных  внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

установление  оснований и порядка привлечения  к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.  

3. Органы государственной  власти субъектов РФ (исполнительные  и законодательные органы). К их компетенции в бюджетно-правовой сфере относятся:

 • установление  порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

%/ распределение  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов  РФ между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами;

 • определение  порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;

 разграничение  полномочий между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами в  части осуществления расходов в соответствии с законодательством РФ;

 установление  совместно с органами государственной  власти РФ порядка и условий  предоставления финансовой помощи  бюджетам субъектов РФ;

 определение  порядка и условий предоставления  финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам и собственно ее предоставление;

 установление  порядка и условий предоставления  бюджетных кредитов субъектом  РФ;

 определение  перечня и порядка государственных  внутренних заимствований субъекта РФ, их осуществление (а также внешних заимствований), управление государственным долгом субъекта РФ.

4. Органы местного самоуправления, к компетенции которых в бюджетно-правовой сфере относятся:

 установление  порядка и непосредственное составление  и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

 • определение  порядка направления в местные  бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

 определение  порядка и условий предоставления  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из местных бюджетов;

предоставление  финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

определение порядка и осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом. 5 К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся:

органы государственных  внебюджетных фондов; главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

бюджетные учреждения;

государственные и муниципальные предприятия  и иные получатели бюджетных средств;

органы денежно-кредитного регулирования;

кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Бюджет  государства имеет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (именуемый Федеральным) и бюджеты субъектов Федерации.

     Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

     Т. о. бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

     К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают  они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда  на соответствующей территории. А  также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

     Субъекты  данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в  области бюджета, а в узком  смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты, органы государственной власти  и пр.

Значение  бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той  важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 
  2. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.В. Бобковой. - М.: Проспект, 2005.
  3. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006. с. 16.
  4. Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с.
  5. Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.38-42.
  6. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М., 2005. С.
  7. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629 // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4707.
  8. Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб., 2004. С. 22.
  9. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.35-39.
  10. Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002.
  11. Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007.

Информация о работе Бюджетные правоотношения: понятие и особенности