Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Работа состоит из  1 файл

бС.docx

— 607.93 Кб (Скачать документ)

     Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета и сравнить ситуацию за последние годы. Данные свидетельствуют, что по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилась доля налоговых доходов (до 93,7%), а около половины налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

      2.3. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

     Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

      Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

     Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации.

      Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее    95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке.

     В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

      2.4. Местные бюджеты.

      Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

      Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

      За  последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. 

      Из  федерального бюджета должны финансироваться  расходы, обеспечивающие общегосударственные  интересы, имеющие общегосударственную  значимость и целесообразность. К  ним относятся:

  • расходы на национальную оборону;
  • на внешнеэкономическую и международную деятельность;
  • обслуживание внешнего и основной части внутреннего государственного долга;
  • финансирование мероприятий по стабилизации экономики, ее структурной перестройке;
  • поддержке отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность государства;
  • финансирование объектов, являющихся национальным достоянием;
  • федеральные целевые программы и др.

     Расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются непосредственно на данной территории, - это комплексное развитие экономики региона, его благоустройство, обеспечение функционирования отраслей экономики, транспорта, социальной сферы, обслуживающих население данной территории, экологическая деятельность, развитие межрегиональных отношений и др. При этом средства местных бюджетов концентрируются главным образом на обеспечении социальной сферы, жилищного коммунального хозяйства и других отраслей, обслуживающих население данной территории.

     Основополагающими принципами при распределении расходов между бюджетами являются:

  - на федеральном уровне - обеспечение общегосударственных интересов, государственная значимость расходов;

  - на региональном уровне - соответствие функциям, выполняемым данным уровнем управления, территориальная принадлежность, значимость для данной территории;

  - на местном уровне главными  принципами становятся экономическая  целесообразность и территориальная  принадлежность.

 

4. Проект бюджета России на 2011-2013 годы.

       Правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2011-2013 годы. Согласно документу, в 2011 г. дефицит бюджета составит 1 трлн 814 млрд руб., или 3,6% от ВВП, в 2012 г. - 1 трлн 734,45 млрд руб. (3,1% ВВП), в 2013 г. - 1 трлн 795,68 млрд руб. (2,9% ВВП).    

Прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета на 2011 г. составляет 8 трлн 844,55 млрд руб., на 2012 г. - 9 трлн 503,47 млрд руб., на 2013 г. - 10 трлн 379,89 млрд рублей. Общий объем расходов федерального бюджета РФ на 2011 г. прогнозируется в сумме 10 трлн 658,56 млрд руб., на 2012 г. - 11 трлн 237,9 млрд руб., на 2013 г. - 12 трлн 175,57 млрд рублей.

     Основные характеристики федерального бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50 трлн 389 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. - 55 трлн 950 млрд руб. и 6% соответственно, в 2013г. - 61 трлн 920 млрд руб. и 5,5%.

     Проект бюджета России на 2011 год  можно увидеть на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок  2. Основные параметры проекта федерального бюджета России  на 2011 г. 
 
 

Заключение.

     В результате изучения литературы по обозначенной проблеме и проведенного анализа темы на основе законодательных и нормативно-правовых актов, публикаций экономических журналов можно сделать следующие выводы.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

     С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

     С другой стороны, бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

       Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную как экономическую, так и политическую роль в современном обществе.

      Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем государственного долга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста. Очевидно, что успех экономического реформирования в стране в целом, и в нашей республике в частности, зависит от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Процесс преобразования бюджетной системы и бюджетного процесса на каждом уровне (федеральном, региональном и местном) -  сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

  1. Федеральный закон от 31.07.1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»
  2. Афанасьев М. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. - С. 130-139.
 
  1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные  финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2000 - 346 с.

     

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 550 с.
 
  1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. Врублевской О.В. и Романовского М.В. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 838 с.
 
  1. http://bk-rf.ru –Бюджетный кодекс РФ
 
  1. www.akm.ru
 
  1. www.mfd.ru

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ