Бюджетное финансирование

Автор работы: Руфина Калябина, 04 Августа 2010 в 10:25, курсовая работа

Описание

Система бюджетного финансирования в Российской Федерации является результатом длительного развития, в ходе которого одни элементы системы развивались и совершенствовались, другие утрачивались.
Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы бюджетного финансирования всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России.
Актуальность обусловлена тем, что современное состояние бюджетной системы РФ характеризуется с одной стороны в условиях рыночных отношений, где сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы, с другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов, как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Формы и методы бюджетного финансирования
1.2 Механизм бюджетного финансирования
1.3. Характеристика основных параметров элементов бюджетной системы РФ
1.4. Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 264.69 Кб (Скачать документ)

       обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций национально-государственных и административно-территориальных образований;

       экономическое воздействие на производственную деятельность организаций;

       решение социально-экономических и культурных вопросов.

     Третье звено бюджетной системы РФ - местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относят все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты поселков, районов, городов. .исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

     Местные бюджеты играют второстепенную роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:

     - местное самоуправление;

     - реализацию местных социально-экономических задач;

     Выполнение делегированных от вышестоящих органов власти в области социально-культурных и политических мероприятий.

     Четвертый элемент бюджетной системы РФ - государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и др.; на уровне субъектов Федерации - в каждом случае своя совокупность фондов, а на местном уровне - внебюджетные фонды местного значения. Их задачей является финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий, таких, как пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование и др.

     Отличительная черта бюджетной системы России - большое многообразие структурных образований: республика, край, округ, область, город, район и т.д. Кроме федерального бюджета она включает 89 бюджетов субъектов Федерации (городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области) и около 30 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования денежных фондов различных органов государственной власти. С другой стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъективным механизмом формирования и использования всей совокупности бюджетов различных органов государственной власти.[10,c.73] 

     1.4 Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации  

     Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

     В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

       концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

       снижение налоговой нагрузки на экономику;

       упорядочивание государственных обязательств;

       создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.[8]

     Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

     От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

     Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

     На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.[9]

     Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

     На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

     Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

       реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

       ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

       жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

       увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

       усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.[10]

     Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

 

      Заключение 

     Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

     Изучая особенности бюджетного финансирования, мы рассмотрели три основных метода бюджетного финансирования: бюджетное финансирование, бюджетное кредитование и погашение долговых обязательств бюджета. Рассмотрели пять основных принципов и два способа бюджетного финансирования. Рассмотрели формы бюджетного финансирования, раскрывая такие понятия как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты, инвестиции. Выяснили, кто является получателем бюджетных средств. Раскрыли механизм бюджетного финансирования, характеристики основных параметров элементов бюджетной системы, выяснили основные проблемы бюджетного финансирования.

     Во второй части работы была рассмотрена такая отрасль бюджетного финансирования - как социальная сфера. Анализ этой проблемы показал, что финансирование социальной сферы является актуальной проблемой, в связи с ростом значения инфраструктуры. Финансирование социальной сферы идет в нескольких направлениях - это образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и др. Необходимость совершенствования каждой из этих отраслей очевидна и рассмотрение политики, проводимой в данном направлении обязательно. Были, так же рассмотрены тенденции финансирования основных направлений социальной сферы и сделаны выводы о том, что одним из основных направлений совершенствования методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство и исполнение действующих нормативных правовых актов. А также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений.

     Расходы на обеспечение социальной политики не менее важны в бюджетном финансировании. Таким образом, совершенствование социальной помощи, социальной защиты населения, полномасштабная реализация государственной социальной помощи, эффективное использование финансовых ресурсов, направляемых на эти цели - это сложнейшая система организационных, экономических, методических и правовых мероприятий.

     В третьей части работы рассмотрены основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования на примере здравоохранения. Проанализирована перспектива введения подушегового финансирования по методу «затраты-результаты», указаны ее основные преимущества пере существующей системой.

     Бюджетное финансирование является основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Изучение этого показателя необходимо для каждой страны![ 12,c.19]

 

      Литература 

     Книги одного, двух и более авторов 

1. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.456с.

2. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. «Государственный бюджет: Конспект лекций», 2003г. с.196.

3. Сорокина Т.В. «Государственный бюджет». Издательство «Инфра-М», 2004г.289с.

4. Починок Л.П. Основные направления государственной социальной поддержки. Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, №2,2001 г., с. 25  

     Книги авторского коллектива 

5. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838с.

7. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. И.Д. Маукуляка. - М.: Изд. РАГС, 2004. - 680с.

8. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.

9. Концепция совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1998-2001 гг. и Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г.

10. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.

11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703с. 

     Статья в журнале или газете 

     12. Подушевое финансирование в здравоохранении по методу «Затраты-результаты» /Финансы. - 2008. - № 7. - стр. 19 

     Нормативные документы 

Информация о работе Бюджетное финансирование