Бюджетная система и бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Сущность налоговой системы России…………………………………………… 5
1.2.Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ……........ 8
2.Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……….............. 16
2.1. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………......................
21
Заключение…………………………………………………………………………… 29
Глоссарий ………………………………….………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………………….. 34
Приложение А………………………………………………………………………... 35

Работа состоит из  1 файл

Бюд.сис. и бюд. процесс.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

Законы Российской Федерации делятся на законы [9, с. 73]:

•   общего действия (например, бывший Закон «О федеральных орга­нах налоговой полиции»);

•  о конкретных налогах (например, бывший Закон «О налоге на рек­ламу»).

Указы Президента Российской Федерации, во-первых, устанав­ливают самостоятельные нормы права, а во-вторых, носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановления Правительства Российской Федерации устанав­ливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.

Согласно ст. 4 Кодекса федеральные и региональные органы исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, могут создавать нормативные правовые акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах». Органы местного самоуправления формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенных Кодексом.

Важное место в условиях развития российской налоговой систе­мы занимают акты Федеральной налоговой службы и Мини­стерства финансов Российской Федерации. В ряде случаев эти доку­менты могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой ответственность. Но в целом их основная задача - разъяснение методики ввода в действие закона, отдельных его положений. Письма, указания и разъяснения Госналогслужбы носят норма­тивный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации играют существенную роль в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда представляют возможность защиты интересов налогоплательщиков - обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовыми договорами.

Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени; в пространстве; по кругу лиц.

Действие закона во времени. Согласно ст. 5 Кодекса «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу... Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опублико­вания... Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия...». Общие правила введения в действие нормативных актов преду­сматривают:

• законы: срок опубликования - не позднее 7 дней после под­писания Президентом; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное;

• акты Президента или Правительства: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания; срок вступления в силу - 7 дней после опубликования, если не установлено иное;

• ведомственные нормативные акты: срок опубликования - 10 дней после регистрации в Минюсте; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное.

Этот же порядок установлен для аналогичных законодательных актов регионального и местного уровней. Нормативные акты федеральных органов исполнительной влас­ти должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Даже зарегистрированные, но не опубликован­ные и установленном порядке акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Акты законодательства могут иметь или не иметь обратной силы в случаях, оговоренных в ст. 5 Кодекса (схема Приложения 1) [8, с. 172].

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой его отмены, или принятием нового акта равной (большей) юридической силы, или истечением срока действия нормативного акта.

Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов мест­ного самоуправления распространяются на управляемую ими тер­риторию. Налоговые акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта, а федеральных органов власти - ис­ключительно и безраздельно на всей территории России.

Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все юридические и физические лица, имеющие объект налогообло­жения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогово­го законодательства России. Согласно принципу резидентства обя­занность по уплате налога распространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. Одновременное действие этих двух принципов приводит к международному Двойному налого­обложению.

В России законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден ли бюд­жет на соответствующий год.

На общероссийском уровне проведения референдума по нало­говым вопросам не может быть. На местном уровне референдум может проводиться.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения.

Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы [6, с. 234]:

-     единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков;

-     четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

-     приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

-     однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

-     определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, с другой.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему России. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.

С введения НК РФ начался новый этап налоговой реформы. НК РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и становится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В основе НК – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы власти могут в пределах своей компетенции.

Однако актуальным вопросом является, как уже отмечалось, распределение налоговых полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Немаловажным фактом является значительное сокращение НК РФ количества возможных налогов. Перечень налогов действующих на территории Российской Федерации утвержденный Законом «Об основах налоговой системы» сильно урезан, что позволило налогоплательщикам упростить налоговый учет на предприятиях, бухгалтерам «расслабиться» - пропадет необходимость помнить огромное количество законов, инструкций и иных нормативных документов, регулирующих уплату налогов.

Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи: построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

-     развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

-     создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование государственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;

-     снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 13);

-     формирование единой налоговой правовой базы;

-     совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу [10, с. 2].

В соответствии с НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В то же время налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная судебная защита их прав и законных интересов.

С принятием НК в налоговую систему РФ впервые введено понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующих бюджет (внебюджетные фонды).

Также впервые в НК РФ вводится понятие представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Представительство может осуществляться через законного или уполномоченного представителя.

Анализируя принятие и введение в действие части первой НК РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.

Но, безусловно, в НК РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.

Вторая глава Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов.

Так, глава 21 посвящена налогу на добавленную стоимость, 22 – акцизам, 23 – налогу на доходы физических лиц, 24 – единому социальному налогу, 25 – налогу на прибыль предприятий и организаций, 26 – налогу на добычу полезных ископаемых, 26.1 – системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей, 26.2 – упрощенной системе налогообложения, 26.3 – системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, 25.4 – системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, 27 – налогу с продаж, 28 – транспортному налогу, 29 – налогу на игорный бизнес, 30 –налогу на имущество организаций. В этих главах раскрывается полная база по понятию, исчислению и платежу каждого налога. Более конкретные положения разъясняются письмами и приказами Министерства РФ по налогам и сборам, например, методические рекомендации по применению каждой главы части 2 НК РФ, рекомендации по исчислению и уплате каждого налога, заполнению налоговых деклараций и другие вопросы применения основ налогообложения.


2 Основные звенья и элементы налоговой системы России

В российской литературе о налогах доми­нирует классификация, которую можно определить как традицион­ную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взима­ния, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. По этим основаниям нынешние налоги делятся на: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц.

Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком пря­мых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги под­разделяются на: реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действи­тельного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физичес­ких лиц); личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности нало­гоплательщика (например, налог на прибыль организа­ций). Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взи­мания косвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в ос­новном все товары, работы и услуги (например, НДС); фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в госу­дарственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и ус­луги при пересечении государственной границы (экспорт­но-импортные операции) [4, с. 37].

Информация о работе Бюджетная система и бюджетный процесс