Банковское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание

Расчеты по инкассо регулируются § 4 гл. 46 ГК РФ и гл. 8 - 12 ч. I Положения о безналичных расчета в РФ. Кроме того, существует кодификация банковских обычаев, применяемых в международной банковской практике при проведении инкассовых операций, в виде Унифицированных правил по инкассо Международной торговой палаты в редакции 1995 г. (URC 522). Однако эти Правила применяются при осуществлении международных торговых операций и при наличии прямой ссылки на них в договоре.

Содержание

1.Составить сравнительную таблицу или сравнить в свободной форме правовое регулирование расчетов по инкассо в законодательстве РФ и в Унифицированных правилах по инкассо (публикация Международной торговой палаты N 522) в редакции 1995 г…………………………………….2

Задачи……………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………….….28

Работа состоит из  1 файл

контр Банк.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

     Этот  подход был характерен и для отечественной банковской практики. В силу п. 252 Инструкции Внешторгбанка СССР от 25.12.85 N 1 "О порядке совершения банковских операций по международным расчетам" Правила приобрели обязательную силу для клиентуры Внешторгбанка при осуществлении международных расчетов. Отступление от Унифицированных правил допускалось лишь в случае, когда это было прямо согласовано всеми заинтересованными сторонами, участвующими в расчетах.

     В настоящий момент в соответствии с новой редакцией Унифицированных  правил перечень условий их применения дополнен еще одним принципиальным требованием - Правила должны быть включены в текст инкассового поручения (ст. 1 УПИ (публ. 522)). Таким образом, необходимо наличие в поручении клиента прямой ссылки на эти Правила.

     В отечественном законодательстве возможность применения Унифицированных правил к международным инкассовым операциям установлена пунктом вторым ст. 874 ГК РФ, а также ст. 31 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 21.03.2002)8. В силу указанных норм Унифицированные правила должны рассматриваться в качестве обычаев делового оборота9, т.к. для них характерны все конструктивные признаки данного источника права, определенные ст. 5 ГК РФ, в частности:

     - они широко применяются в международной банковской практике, которая представляет собой разновидность предпринимательской деятельности;

     - правила, являясь актом неофициальной  кодификации, не предусмотрены  законодательством (исключение составляет  ряд норм, воспринятых отечественным законодательством и отраженных в ст. ст. 875, 876 ГК РФ).

     Следует учитывать, что в силу п. 2 ст. 5 ГК РФ не допускается применение обычаев, противоречащих договору и императивным нормам национального законодательства (к числу которых, например, можно отнести пункт третий ст. 874 ГК РФ, определяющий принципы разграничения ответственности между банком-эмитентом и исполняющим банком). 
Вопрос о соотношении обычаев делового оборота и диспозитивных норм закона является дискуссионным10. Исходя из смысла ст. 5 ГК РФ, приоритет установлен лишь в отношении императивных норм. Между тем в соответствии с п. 5 ст. 421 ГК РФ обычаи делового оборота применимы в случае, если условия договора не определены сторонами и диспозитивными нормами (следовательно, приоритет распространен и на эти нормы). Однако в ряде случаев закон устанавливает, что диспозитивные нормы применяются, если иное не предусмотрено обычаями делового оборота (например, ст. ст. 311 и 312 ГК РФ).

     Представляется, что нормы пункта пятого ст. 421 ГК РФ не противоречат, а дополняют положения пункта второго ст. 5 ГК РФ: обычаи применяются в случаях, когда условия договора не определены сторонами и нормами законодательства (императивными и диспозитивными). Приоритет же обычаев над диспозитивными нормами является не общим правилом, а исключением из него, допустимым лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

     Теперь  обратимся к вопросу о понятии и видах инкассовых операций.

     В соответствии со ст. 2 УПИ (публ. N 522) инкассо  представляет собой операции с финансовыми и (или) коммерческими документами, осуществляемые банками на основании полученных инструкций в целях:

     - получения платежа и (или) акцепта;

     - выдачи коммерческих документов  против платежа и (или) акцепта;

     - выдачи документов на других  условиях (например, против гарантийного письма о принятии обязательств).

     К числу финансовых документов, выставляемых на инкассо, Правила относят документы, которые используются для получения  денежного платежа (переводные и  простые векселя, чеки, платежные  расписки и др.). Коммерческими же документами являются транспортные, товарораспорядительные, страховые документы, счета-фактуры, документы о праве собственности и другие подобные документы, не относящиеся к финансовым.

     В зависимости от вида инкассируемых  документов выделяются чистое и документарное инкассо. Первая из указанных разновидностей определяется в Правилах как инкассо исключительно финансовых документов (например, чека), не сопровождаемых коммерческими документами. К числу же документарного Правила относят либо инкассо коммерческих документов, сопровождаемых финансовыми (например, выставление продавцом при расчетах за продукцию, поставленную по коммерческому кредиту, на инкассо товарных документов и переводного векселя, выписанного на имя покупателя и подлежащего предъявлению для акцепта и последующей оплаты), либо инкассо исключительно коммерческих документов. 
Направление доверителем товаров непосредственно в адрес банка или на консигнацию банку11 для последующей выдачи плательщику против платежа и (или) акцепта по общему правилу выходит за пределы содержания инкассовых операций. Вместе с тем в силу статьи 10 УПИ (публ. N 522) такая поставка товаров допустима при условии получения от банка предварительного согласия. При этом банки не обязаны совершать какие-либо действия в отношении данных товаров (в том числе по их хранению или страхованию). Поведение банка в этой ситуации подчиняется только его собственной воле - он предпринимает меры по обеспечению сохранности товаров только в тех пределах, которые были им согласованы в каждом из случаев. Банки освобождаются от ответственности за судьбу и состояние товаров, а также за упущения третьих лиц, которым были поручены их хранение и защита.

     Совершение  инкассирующим банком действий в  отношении товаров влечет за собой  следующие правовые последствия:

     - у данного банка возникает  обязанность незамедлительно известить  о предпринятых мерах тот банк, от которого было получено инкассовое поручение;

     - комиссия и расходы, понесенные  банком в связи с какими-либо  действиями, предпринятыми по защите товаров, относятся на счет стороны, от которой он получил инкассо.

     В случае если товары были направлены непосредственно  в адрес банка или на консигнацию  банку без его предварительного согласия, такой банк не обязан принимать  поставку товара. Риск и ответственность за данные товары продолжает нести сторона, которая их отправила.

     Пункт (е) ст. 10 Унифицированных правил по инкассо редакции 1995 г. содержит новую  норму, согласно которой инкассирующий  банк, организующий выдачу направленных ему на консигнацию и оплаченных товаров плательщику, считается получившим полномочия на совершение этих действий от банка-ремитента. В этом случае банк-ремитент должен предоставить инкассирующему банку возмещение всех понесенных убытков и расходов.

     Для отечественной законодательной модели характерен иной подход к определению содержания инкассовой формы расчетов.

     Российское  законодательство не разграничивает чистое и документарное инкассо, а также  не допускает работу банков с товарами в рамках инкассовых операций12.

     В соответствии со ст. 874 ГК РФ в рамках расчетов по инкассо банк обязуется совершить по поручению и за счет клиента действия, направленные исключительно на получение от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Таким образом, действия по выдаче документов против платежа и (или) акцепта, а также на других условиях исключены из содержания инкассовых операций. Между тем плюсом отечественного законодательства является то, что оно в соответствии с международными правовыми тенденциями предусматривает возможность использования при расчетах по инкассо векселей и чеков. В частности, возможность их инкассирования установлена ст. 882 ГК РФ и п. 18 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 и применяемого на территории России в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.03.97 N 48-ФЗ13.

     В отечественных банковских правилах содержание инкассовых операций чрезмерно  сужено в сравнении не только с  Унифицированными правилами, но и нормами  ГК РФ. Так, в силу пунктов 8.1 и 8.3 части первой Положения Центрального банка РФ от 12.04.2001 N 2-п "О безналичных расчетах в РФ" (в дальнейшем - Положение о безналичных расчетах)14 инкассовые расчеты сведены лишь к совершению банком-эмитентом по поручению и за счет клиента действий, направленных исключительно на получение платежа. При этом к документам, выставляемым на инкассо, отнесены только платежные требования и инкассовые поручения, которые представляются в банк-эмитент вместе с реестром расчетных документов. Таким образом, в Положении о безналичных расчетах из содержания инкассовых операций исключены действия по получению от плательщика простого акцепта (без требования о платеже). Кроме того, Положение не предусматривает возможность инкассирования векселей и чеков (подобная тенденция необоснованного ограничения оборота векселей прослеживается также и в нормах о расчетах аккредитивами: в силу п. 4.1 Положения о безналичных расчетах из перечня возможных обязательств банка-эмитента исключены действия по оплате, акцепту и учету переводных векселей, что противоречит нормам ст. 867 ГК РФ)15.

     Необходимо  также отметить, что отличительной  особенностью российского законодательства является распространение норм об инкассовой форме расчетов не только на правоотношения гражданско-правового характера, но и на публичные правоотношения (в части бесспорного списания средств со счета по исполнительным документам и инкассовым поручениям контролирующих органов). Между тем Унифицированные правила по инкассо применимы только к отношениям в области международного торгового оборота.

     Интерес представляет также вопрос о составе  и правовом положении участников расчетов по инкассо.

     В соответствии с пунктом (а) ст. 3 УПИ (публ. 522) к сторонам, участвующим  в инкассовых операциях, относятся  доверитель, банк-ремитент и инкассирующие банки (включая представляющий банк). Понятие же плательщика как лица, которому должно быть сделано представление по инкассовому поручению, определено отдельно в пункте (b) указанной статьи, следовательно, Унифицированные правила не рассматривают данное лицо в качестве стороны расчетов по инкассо16.

     Доверителем является лицо, которое поручает своему банку операцию по инкассированию. Таким образом, при определении  статуса получателя средств Унифицированные  правила исходят из того, что он:

     - является кредитором по денежному  обязательству, связывающему его с плательщиком;

     - имеет счет в банке-ремитенте;

     - выступает в роли доверителя, поручая банку проведение инкассовых  операций от своего имени и за свой счет.

     В силу ст. 25 Правил доверитель может назначить своего представителя на случай надобности при неакцепте и (или) неплатеже. В этом случае в инкассовом поручении должны быть определены полномочия представителя под угрозой отказа банков от исполнения его инструкций. 
Банк-ремитент - это банк, которому доверитель поручает операцию по инкассо. К числу инкассирующих относятся любые банки, участвующие в операции по выполнению инкассового поручения и не являющиеся банком-ремитентом. Представляющим является банк, который делает представление плательщику (т.е. передает в соответствии с полученными инструкциями документы, выставленные на инкассо, непосредственно в распоряжение плательщика). При этом Унифицированные правила рассматривают представляющий банк в качестве разновидности инкассирующих банков. 
Действия банков по исполнению инкассовых поручений в силу ст. 9 УПИ (публ. N 522) должны подчиняться принципам добросовестности и разумной заботливости.

     Банки вправе отказаться от выполнения инкассового  поручения и связанных с ним  инструкций с условием незамедлительного извещения об этом той стороны, от которой получены инструкции. В соответствии с нормами УПИ (публ. N 322) отказ допускался только в случае невозможности выполнения банком инструкций "по каким-либо причинам"17. В Унифицированных правилах редакции 1995 г. право банка на отказ от исполнения таким условием не ограничено. Более того, статья 1 (п. b) УПИ (публ. N 522) устанавливает, что у банков вообще отсутствует обязанность выполнять поручения и инструкции по инкассо.

     В соответствии со ст. 5 данных Правил инкассирующий банк определяется доверителем. При отсутствии такого указания банк-ремитент может использовать по своему выбору любой банк в стране платежа (акцепта). Пункт (f) указанной статьи устанавливает новое правило: инкассирующий банк может использовать представляющий банк по своему собственному выбору, если банк-ремитент не указал его. 
Унифицированные правила исходят из принципа возложения риска, связанного с привлечением инкассирующих банков к исполнению инструкций по инкассо, на доверителя (принцип освобождения от ответственности за действия инструктируемой стороны). Пункт (b) ст. 11 УПИ (публ. N 522) дополнительно конкретизирует этот принцип. В частности, устанавливается, что банк, передающий инструкции, не несет ответственности за их исполнение другим банком, даже в случае, если сам проявил инициативу в выборе этого банка.

     В силу пункта (с) указанной статьи сторона, инструктирующая другую сторону об оказании услуг, обязана предоставить инструктируемой стороне возмещение по всем обязательствам, возлагаемым иностранными законами и обычаями. Ранее же такая обязанность возлагалась на доверителя в соответствии со ст. 3 УПИ (публ. N 322).

     Для отечественной законодательной  модели и банковской практики характерен иной подход к определению субъектного  состава инкассовых расчетных обязательств. В частности, в соответствии со ст. 874 ГК РФ, а также пунктами 1.4 и 8.1 части  первой Положения о безналичных расчетах устанавливаются следующие особенности:

     - получатель средств не рассматривается законом в качестве доверителя;

     - плательщик (наряду с получателем  средств) отнесен к числу участников расчетов по инкассо;

     - банк, обслуживающий получателя средств, в который клиент направляет инкассовое поручение, именуется банком-эмитентом (а не банком-ремитентом);

Информация о работе Банковское право