Роль правоохранительных органов в решении экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, реферат

Описание

Взаимосвязанность и взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Природоохранная деятельность органов внутренних дел……………………………...5
Природоохранная деятельность прокуратуры…………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     Вместе  с тем нельзя не заметить, что, предъявляя иски в суды и арбитражные суды, прокуроры нередко тем самым подменяют другие органы. Подавляющее число исков, если это не связано с рассмотрением судами уголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными на то органами: комитетами по охране природы, органами здравоохранения, местными органами власти и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять иски преимущественно в случаях, когда это по какой-то причине не в состоянии сделать заинтересованные органы. Они должны всячески способствовать активизации и совершенствованию работы по возмещению материального ущерба этими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные ими иски в судах и арбитражных судах.

     Однако  следует иметь в виду, что в  соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФ вправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители (ст. 41). Это означает, что районные и межрайонные прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. В результате данная оговорка в законе несколько осложняет положение межрайонных природоохранных прокуратур.

     Ко  всему прочему прокуроры обязаны  осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов  прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в  полном объеме. При необходимости  им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.

     Законом о прокуратуре РФ предусмотрена  ответственность за неисполнение требований прокурора.

     В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

     К задачам органов прокуратуры  следует также отнести необходимость  широкого разъяснения ими природоохранительного законодательства. Вся деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности.

     Наиболее  активной реакции органов прокуратуры  в настоящее время требует  проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии, захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.

     Особой  задачей прокуратуры является систематическая  проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

     Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической безопасности.

     Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно без постоянного совершенствования работы по руководству нижестоящими прокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроров оказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организации надзора за исполнением законов об охране природы.

     Проверки  исполнения законов проводятся, как  сказано в Законе о прокуратуре  РФ, на основании поступившей в  органы прокуратуры информации о  фактах нарушения закона, требующих  принятия мер прокурором. Под информацией  принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

     За  последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участием природоохранных и  территориальных прокуроров были проведены  проверки исполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичных отходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных веществ; незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морской экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельного законодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства о недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другим экологическим вопросам. По результатам вносились представления руководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ, Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретных вопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительного законодательства, устранении противоречий в законах, о разработке законодательных актов, усиливающих ответственность за экологические правонарушения.

     Все чаще прокуроры стали направлять в суды и арбитражные суды иски, связанные с загрязнением рек  стоками с городских свалок, сбросами сточных вод с превышением  предельно допустимых концентраций вредных веществ; незаконной (самовольной) порубкой леса, нарушением правил рыболовства, санитарных правил в лесах и т.д. Стали весьма распространенными иски прокуроров о признании недействительными актов органов местной власти управления. Главы администрации, случается, открыто нарушают экологическое законодательство.

     К сожалению, не всегда еще по материалам прокурорских проверок по сведениям, поступающим  из контролирующих органов, при наличии  признаков преступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того, в случае отказа в возбуждении уголовного дела нередко не оповещаются органы экологического контроля для привлечения нарушителей природоохранительного законодательства к иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными.

     В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду с территориальными прокуратурами, сложились и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.

     Начало  создания системы природоохранных  прокуратур относится к периоду 1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская трагедия вынудили государство усилить контроль за исполнением природоохранительного законодательства. Были приняты меры к совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников.      результативность природоохранных прокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностью территориальных прокуратур.

     Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить:

     · заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения природоохранительного законодательства;

     · большую координацию и согласованность следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц;

     · усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;

     · повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.

     Активность  реагирования специализированных прокуратур на нарушения природоохранительного  законодательства по всем учитываемым  статистическим показателям уже  на начальном этапе оказалась  уже в несколько раз выше, чем у территориальных прокуратур.

     Заключение

 

        Охрана природы, создание комфортной  среды обитания человека является  глобальной проблемой. Важно то, что создать предпосылки и  условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.

        Взаимосвязанность и взаимообусловленность  природных процессов вызывает  необходимость принципиально нового  подхода в регулировании общественных  отношений, где приоритет отдается  сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.

        В настоящее время экологическое  право становится самостоятельной  отраслью юриспруденции. Сам термин "экологическое право" еще  нуждается в наполнении и осмыслении.   Природоохранные правовые нормы разбросаны по многим отраслям права. Они содержатся в гражданском, административном, уголовном законодательстве. Кроме того, проблемы использования и охраны недр, вод, животного мира и других природных ресурсов уже регулируются отдельными нормативными актами. Но их общая сфера регулирования: отношения "общество – природа" ставят проблему кодификации и классификации экологического права. Изменение общественных представлений о праве и порядке, их направленность на строительство правового государства вводят в научный и практический обиход новые основополагающие понятия, такие как экологические права и обязанности человека и их гарантии, экологические обязанности государства, экологический правопорядок. Соответственно, деятельность по обеспечению гарантий, надзору за соблюдением прав и охране правопорядка становится самостоятельным комплексом функций государства. Работа природоохранных правоохранительных органов только начинается и должна стать основой для обобщения опыта правоприменительной практики и разработки нового законодательства. Процесс создания новых законов подразумевает определение применительно к данной отрасли права таких институтов и понятий, как долг, ответственность, разграничение отношения в узком и широком смысле (природоохранные и экологические), установление меры, как долга, так и ответственности.

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция РФ. М.: 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996г
  4. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. № 2060-1.
  5. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.
  6. Экологическое право: Хрестоматия (Сост. В.Ю.Резниченко),М. 1994.
  7. Бринчук М.М.  Экологическое право,- М.Юристъ,1998.
  8. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997.

Информация о работе Роль правоохранительных органов в решении экологических проблем