Предмет экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:34, доклад

Описание

Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право.docx

— 31.54 Кб (Скачать документ)

21. Экологический контроль

 
Важным звеном организационно-правового  механизма охраны окружающей среды  является экологический контроль. В задачи экологического контроля входят наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. 
Выполнение этих целей предполагает экологический мониторинг, государственный, общественный и производственный контроль, каждый из которых имеет свои, специфические функции и адекватные им средства их реализации. 
Экологический мониторинг 
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнений атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир. Задачей экологического мониторинга является обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. 
Правовую основу экологического мониторинга представляет постановление Правительства РФ "О создании единой государственной системы экологического мониторинга" от 24 ноября 1993 г.* Правительством РФ 6 октября 1994 г. утверждено Положение о санитарно-гигиеническом мониторинге. Функции мониторинга возлагаются на Госкомэкологии, МПР, Росгидромет, Госсанэпиднадзор, Госкомзем, Рослесхоз и другие, специально уполномоченные государственные органы. 
Известны случаи принятия положений о премировании и депремировании работников за соответствующее выполнение или невыполнение своих производственных экологических обязанностей, об осуществлении внутризаводского экологического контроля. Особенно это важно для ресурсо-потребляющих организаций, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, подвергаемых регулярным государственным проверкам, выявляющим серьезные экологические правонарушения. 
Для профилактики этих правонарушений на предприятиях принимаются планы и программы, направленные на снижение загрязнений: проверка выполнения этих мероприятий является важной стороной производственного экологического контроля. Там, где налажен надлежащий производственный контроль, становится меньше необходимость государственного контроля, реже предъявляются претензии общества и государства к экологическому состоянию предприятия

 

20/. Экологическая экспертиза основывается на принципах: 
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (такой подход является новым для российского права и означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на авторов проекта); 
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы); 
комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности); 
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (в противном случае экологическая экспертиза не сможет выполнить задачи определения допустимости реализации объекта и профилактики загрязнения среды); 
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий (заинтересованность экспертов в тех или иных ее выводах, не связанных с охраной природной среды, может свести на нет ее значение как обязательной меры охраны благоприятных условий проживания); 
научной обоснованности, объективности и законности заключений (эти требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы – как государственной, так и общественной); 
гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения (ради настоящего и будущего благополучия граждан и организуется экспертиза, поэтому подключение к ней граждан является естественным, требующим нередко правового оформления); 
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений и т. п.).

22. Ответственность за экологические правонарушения

1. Дисциплинарная ответственность 2. Административная ответственность § 3. Гражданско-правовая ответственность § 4. Уголовная ответственность § 5. Правоохранительная практика

 

24.

 

25. Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.

Объект  водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, или его часть.

Виды  водных объектов:

1) поверхностные водные объекты – это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, которое имеет границы, объем и черты водного режима. Состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Среди поверхностных водных объектов выделяют:

а) поверхностные водотоки и водохранилища на них – это реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов;

б) поверхностные водоемы, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена – озера, водохранилища, болота и пруды;

в) ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности – и снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части;

2) внутренние морские воды – морские воды, которые расположены в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ;

3) территориальное море РФ – прибрежные морские

4) подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, которое имеет границы, объем и черты водного режима:

а) водоносный горизонт – воды, которые сосредоточены в трещинах и пустотах горных пород и которые находятся в гидравлической связи;

б) бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, которые расположены в недрах;

в) месторождение подземных вод – часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;

г) естественный выход подземных вод – выход подземных вод на суше или под водой;

5) водные объекты общего пользования, т. е. те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании;

6) водные объекты особого пользования, т. е. те, которыми пользуется ограниченный круг лиц.

 


Информация о работе Предмет экологического права