Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание

В результате ухудшения экологической обстановки в Республике Беларусь около 3 млн. человек практически постоянно находятся под воздействием поступающих в атмосферу вредных веществ, в 5 раз и более превышающих их предельно допустимые концентрации.
Большинство населения страны проживает на экологически неблагоприятных территориях, т.е. зонах повышенной экологической опасности. Такими зонами считаются территории районов, городов, иных населенных пунктов с устойчивым высоким уровнем заболеваемости и смертности населения от загрязнения и иного вредного воздействия, превышающих среднегодовые показатели за ряд лет. Как правило, в пределах этих зон выделяются территории, на которых систематически происходят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы.

Работа состоит из  1 файл

НГЛИЯ.docx

— 27.50 Кб (Скачать документ)

1.Правовой режим  экологически неблагоприятных территорий.

    В результате ухудшения экологической обстановки в Республике Беларусь около 3 млн. человек практически постоянно находятся под воздействием поступающих в атмосферу вредных веществ, в 5 раз и более превышающих их предельно допустимые концентрации.

    Большинство населения страны проживает на экологически неблагоприятных территориях, т.е. зонах повышенной экологической опасности. Такими зонами считаются территории районов, городов, иных населенных пунктов с устойчивым высоким уровнем заболеваемости и смертности населения от загрязнения и иного вредного воздействия, превышающих среднегодовые показатели за ряд лет. Как правило, в пределах этих зон выделяются территории, на которых систематически происходят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы. 

    Характерными признаками для экологически неблагоприятных территорий являются:

- наличие аварийно-опасных  производств, 

- подверженность стихийным  бедствиям  

- высокие показатели заболеваемости и смертности. 

    По мере нарастания негативных процессов данные зоны становятся зонами экологического бедствия, а в случаях аварий и катастроф — зонами чрезвычайных экологических ситуаций .

    Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация.

    Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут объявляться участки территории Республики Беларусь, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии , происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду. В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются Советом Министров Республики Беларусь.

    В зоне чрезвычайной экологической ситуации приостанавливается деятельность юридических лиц и объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению экологической ситуации.

    Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющиеся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности, регулирует Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Сложившаяся в Республике Беларусь государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет МЧС, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Функционирование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и координацию деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивает МЧС как республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

    Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

- разработка и реализация  правовых и экономических норм  по обеспечению защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных  ситуаций;

- осуществление мероприятий  по социальной защите населения,  пострадавшего от чрезвычайных  ситуаций, проведение гуманитарных  акций; 

- реализация прав и  обязанностей населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации и др..

    Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные; местные; региональные; республиканские (государственные); трансграничные. 

    К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более одной тысячи минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

    К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации , и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

    К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек , либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

    К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

    К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

1) заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

2) планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Так, мероприятия по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации в соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» финансируются в первую очередь за счет средств юридических лиц, по вине которых произошла авария или катастрофа, а также за счет средств местных и республиканского бюджетов и других источников.

    Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств республиканских органов государственного управления, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства из республиканского бюджета.

    Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются республиканскими органами государственного управления, а также местными исполнительными и распорядительными органами.

    В целях проверки и выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения , и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами МЧС организуется и проводится государственная экспертиза. В случае необходимости указанная экспертиза может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

    Лица, виновные в несоблюдении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей, сокрытии, несвоевременном представлении , либо представлении должностными лицами заведомо ложной информации в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и других противоправных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 268 УК Республики Беларусь,  сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом, опасном для жизни и здоровья людей и живой природы,  загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию, наказываются общественными работами или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задача.

    Лесное хозяйство предъявило иск к колхозу о взыскании ущерба за самовольно порубленные молодые деревья и кустарники.

    Ответчик иска не признал, указав, что порубленные деревья являются одной из разновидностей  древесно-кустарниковой растительности, которые произрастают за чертой государственного лесного фонда на сельскохозяйственных землях, предназначенных для освоения их под пашню.

1.Разрешите спорное правоотношение между колхозом и лесным хозяйством?

Решение:

 

    Земельные угодья подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Сельскохозяйственные угодья - это земли, используемые или предназначенные для выращивания сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственным относятся следующие виды угодий: пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.

    Древесно-кустарниковая   растительность не является сельскохозяйственным  угодьем. К древесно-кустарниковым насаждениям относятся участки, не входящие в государственный лесной фонд, занятые полезащитными лесными полосами.

    Согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь статья 277 « Незаконная порубка деревьев и кустарников »:

1) Незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы либо порубка или повреждение не входящих в лесной фонд защитных и озеленительных насаждений (незаконная порубка деревьев и кустарников), повлекшие причинение ущерба в крупном размере, – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

2) Незаконная порубка деревьев и кустарников, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

    На основании  этой статьи  суд  должен  удовлетворить иск  лесного хозяйства, определить сумму штрафа, который должен будет оплатить колхоз.

 

 

Список источников литературы:

 

1) Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, № 8

2) Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право.- Мн., 2000.

3) Цыпарков Н.Г. Экологическое право. – Мн., 2004.

 


Информация о работе Правовой режим экологически неблагоприятных территорий