Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающее среды и природопользования, а также их полномочия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:06, реферат

Описание

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право реферат,.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

- принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

- разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

- участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

- осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

- информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

- государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

- участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

- создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

- участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

- составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;

- установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

- тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

- осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству;

Кроме перечисленных  специально уполномоченных органов, экологическое  управление осуществляют многочисленные функциональные государственные органы, в полномочия которых, наряду с основными вопросами, входят полномочия по охране окружающей среды: это МВД РФ, МЧС РФ, Министерство здравоохранения РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды  и др. их полномочия закреплены в положениях о них.

Вариант 5

1. Нормирование  качества окружающей природной  среды. Общая характеристика.

Возрастающее воздействие  хозяйственной деятельности на природную  среду и его негативные последствия  остро поставили вопрос о регулировании  качества той среды, в которой  живет и разносторонне проявляет  себя человек.

Качеством ОПС надлежащего  уровня считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ, энергии и информации между природой и человеком и беспрепятственно воспроизводит и обеспечивает жизнь. Оно поддерживается прежде всего самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных веществ и явлений.

Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего  деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую среду. При  этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид отрицательного воздействия загрязнения ОПС. Под ним, как известно, понимают физическое, химическое, биологическое изменение последней, вызванное антропогенной деятельностью и содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира экологических систем природы.

Нормативы качества ОПС  подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические (производственно-хозяйственные) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп.

К санитарно-гигиеническим  показателям относятся нормативы  предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий и др., нормативы  санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия и др. Целью создания таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества ОПС.

Вторую группу образуют экологические нормативы. Возглавляют данную гpynny нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной выброса (сброса).

Главная цель вспомогательных  норм и правил состоит в обеспечении  единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных  структур и правовом регулировании  экологических отношений .

2. Принципы   международного   сотрудничества   в   области   охраны природной среды.

Необходимость международного сотрудничества в области ООС  диктуется все большей и большей  экологической зависимостью всех стран  друг от друга. Разрушение озонового  слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

 Впервые принципы  международного экологического  сотрудничества были обобщены  и объединены в декларации  Стокгольмской конференции ООН  по проблемам окружающей человека  среды 1972 г., но наиболее полно  они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).В настоящее время международно-правовой механизм ООС зиждется на следующих принципах:

 · принцип защиты  ОС на благо нынешних и будущих поколений, суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами;

 · принцип недопустимости  трансграничного ущерба запрещает  такие действия государств в  пределах своей юрисдикции или  контроля, которые наносили бы  ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам ОС других государств и районов общего пользования;

 · принцип экологически  обоснованного, рационального использования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его реализация затруднена, прежде всего чрезмерно общим определением его содержания. Суть реализации принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;

 · принцип недопустимости  радиоактивного заражения окружающей  среды охватывает как военную,  так и мирную область использования  атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;

 · принцип защиты  экологических систем Мирового  океана обязывает государства:  предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;

 · принцип запрета  военного или любого иного  враждебного использования средств  воздействия на природную среду  в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;

 · принцип обеспечения  экологической безопасности отражает  прежде всего глобальный и  чрезвычайно острый характер  международных проблем в области  защиты окружающей среды. Элементами  этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;

 · принцип контроля  за соблюдением международных  до говоров по ООС предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и пара метров;

 · принцип международно-правовой  ответственности государств за  ущерб ОС предполагает ответственность  за существенный ущерб экологическим  системам за пределами национальной  юрисдикции или контроля. Пока  этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.

 

2. Право собственности  на охраняемые компоненты биосферы  Российской Федерации.

№ п/п

Природные объекты

Формы собственности

государственная

муниципальная

частная

1.

Земля (во всех качествах)

ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст .9, Конституции РФ, ст. 35, ст. 36, ст. 130 Конституции РФ.

Ст. 214 ГК

Ст. 215 ГК

Ст. 213 ГК

Ст.ст. 16-18 ЗК РФ.

 Согласно ст. 3.1 ФЗ  от 25 октября 2001 г. «О введении  в действие ЗК РФ» к федеральной  собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Ст. 19 ЗК РФ.

Согласно ст. 3.1 ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие ЗК РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

 

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

2.

Недра

В соответствии с Законом  РФ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

 

 

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

3.

Воды 

Водные объекты находятся  в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных Водным кодексом РФ - пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 3 июня 2006г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» разграничены формы собственности на земельные участки, на которых расположены водные объекты.

Форма собственности  на водный объект определяется формой собственности на земельный участок, на котором находятся эти водные объекты. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Формы собственности  на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

4.

Леса и древесно-кустарниковая растительность

Ст. 8 Лесного кодекса  РФ установлено, что лесные участки  в составе земель лесного фонда  находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки  в составе земель иных категорий  определяются в соответствии с земельным законодательством.

Право собственности  на древесину, которая получена при  использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в процессе использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов, принадлежит Российской Федерации.

 

Ст. 20 ЛК РФ регулирует право  собственности на древесину и  иные добытые лесные ресурсы - граждане, юридические лица, которые используют леса в соответствии с нормами лесного законодательства, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Установлены различные виды использования лесов.

5.

Животный мир

ФЗ «О животном мире» установлено право государственной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; подпадающие под действие международных договоров РФ; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном  порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

6.

Особо охраняемые территории и объекты

ФЗ от 14 марта 1995г. «Об  особо охраняемых природных территориях». Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям, являющимся федеральной собственностью. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям, являющимся либо федеральной собственностью, либо собственностью субъектов РФ. Природные парки являются особо охраняемыми территориями, находящимися в собственности субъектов РФ.

ФЗ от 14 марта 1995г. «Об  особо охраняемых природных территориях».

Лечебно-оздоровительные  местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения и являются муниципальной собственностью.

 

7.

Микроорганизмы 

Микроорганизмы - это микробы, простейшие одноклеточные. Они являются частью среды обитания и подлежат изучению.

8.

Атмосферный воздух

В отношении атмосферного воздуха формы собственности не определены, что связано с его физическим состоянием. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

9.

Континентальный шельф

Федеральные законы РФ “О континентальном шельфе Российской Федерации”, “О недрах”, “Об исключительной экономической зоне РФ” не определяют права собственности на природные  ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.

10.

Исключительная экономическая  зона

Информация о работе Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающее среды и природопользования, а также их полномочия.