Понятие и функции экологической сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание

Природа — источник жизни, материального и духовного благополучия. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением, его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.
Наиболее существенная функция природы — экономическая. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом.

Содержание

Введение 2
Понятие и функции экологической сертификации 3
Нормативные акты в области экологической сертификации 6
Информационное обеспечение системы экосертификации 9
Направления и объекты экологической сертификации 10
Органы экологической сертификации 13
Заключение 19
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Экологическая сертификация органы и объекты.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

• в основном технологическом процессе переработки природных ресурсов и продукции из них;

• в природоохранном технологическом  процессе, направленном на снижение негативных видов воздействия основного  производства на окружающую среду.

4. Природные ресурсы: 

• земельные ресурсы;

• водные ресурсы;

• ресурсы животного и растительного  мира;

• ресурсы недр и полезные ископаемые;

5. Объекты окружающей среды: 

• охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы, болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий), предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видов природных ресурсов, флоры; фауны и ландшафтов;

• природные объекты, предназначенные  для хозяйственного использования.

6. Экологические услуги:

• по производству, установке, техническому обслуживанию природоохранного оборудования, ремонту контрольно-измерительных  приборов природоохранного назначения;

• по рекультивации, восстановлению, проведению санационных мероприятий;

• по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации, экологическому аудированию.

При составлении или уточнении  состава объектов для экологической  сертификации по каждому ее направлению  должен быть установлен перечень соответствующих этим объектам природоохранных нормативных документов (ПНД), содержащих экологические требования, соответствие которым будет доказываться при проведении экологической сертификации этих объектов согласно определению понятия “экологическая сертификация соответствия”.

Так, по решению правительства Москвы одним из объектов обязательной экологической  сертификации являются автотранспортные средства юридических лиц в части  соблюдения ими требований стандартов по токсичности и дымности отработавших газов.

 

 Органы экологической  сертификации

 

Государственным органом, ответственным  за формирование и реализацию государственной  политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону “О сертификации продукции и услуг” Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

С учетом роли Госстандарта России в  сертификации Главное управление экономики  природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с  предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов5.

Соглашение о взаимодействии, подписанное  в апреле 1993 г., предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:

• разработку и пересмотр нормативных  документов, подготовку законопроектов и предложений о пересмотре действующих  законодательных актов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей среды;

• обеспечение функционирования системы  государственного метрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;

• организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.

Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:

• органы по экологической сертификации;

• испытательно-аналитические лаборатории (центры).

Возглавляет систему органов Государственный  комитет РФ по охране окружающей среды, который:

• определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводится экосертификация;

• аккредитует органы по экосертификации  и испытательно-аналитические лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;

• ведет Реестр системы экологической  сертификации;

• устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации и правила его применения;

• устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;

• рассматривает апелляции по результатам  экосертификации и аккредитации;

• обеспечивает участников системы  экологической сертификации и заинтересованные организации информацией по экосертификации;

• взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении к международным системам и соглашениям по экосертификации;

• обеспечивает принятие в установленном  порядке решений о признании  экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

• осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;

• осуществляет координацию работ  в системе экологической сертификации и по ее взаимодействию с другими  системами сертификации.

Для выполнения названных функций  Госкомэкология России создает ряд  специальных подразделений: Руководящий  комитет по экосертификации, Научно-техническую  комиссию по экосертификации, Научно-методический центр системы экологической  сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координации их работы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другие исследовательские и испытательные организации.

При этом Руководящий комитет по экосертификации призван вырабатывать общую политику по развитию и совершенствованию системы экологической сертификации в стране и подготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целей сертификации.

Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемая из представителей соответствующих  подразделений Госкомэкологии России и органов государственного контроля и надзора, других организаций в соответствии с их специализацией, аккредитованных органов по экосертификации, выполняет следующие функции:

• обоснование выбора и организация  разработки проектов нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная экосертификация;

• рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов, устанавливающих  экологические требования и правила  процедур этой сертификации для отдельных групп объектов;

• взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации при Госстандарте России;

• участие в проведении экосертификации  отдельных групп объектов;

• участие в рассмотрении материалов аккредитации органов по экосертификации  и испытательно-аналитических лабораторий.

Научно-методический центр системы  экологической сертификации отвечает за:

• подготовку предложений по совершенствованию  и развитию системы экологической  сертификации;

• разработку проектов правил и процедур в системе экосертификации;

• аккредитацию органов по экосертификации (по поручению федерального органа);

• аккредитацию испытательно-аналитических  лабораторий (центров);

• подготовку и заключение (по поручению  федерального органа) лицензионных соглашений с аккредитованными органами по экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями (центрами);

• выполнение иных функций.

Непосредственную деятельность по сертификации ведут органы по экологической  сертификации. Они осуществляют, в  частности, следующие функции:

• формируют (комплектуют) и актуализируют  фонд нормативных документов;

• разрабатывают организационно-методическую документацию, необходимую для осуществления  их деятельности;

• принимают и рассматривают  заявки на сертификацию;

• готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;

• определяют в каждом конкретном случае испытательно-аналитическую  лабораторию (центр) и орган по проверке (если она необходима производству, организуют испытания и проверку производства;

• сертифицируют объекты в закрепленной за органами по экосертификации сфере деятельности, выдают экосертификаты;

• приостанавливают либо отменяют действие выданных заявителям экосертификатов;

• предоставляют заявителю (по его  требованию) необходимую информацию в пределах своей компетенции;

• ведут перечень сертифицированных  объектов и представляют соответствующие  данные для включения в Реестр системы экологической сертификации;

• осуществляют инспекционный контроль за экосертифицированными объектами;

• участвуют в аттестации экоаудиторов и осуществляют инспекционный контроль за их деятельностью, если это предусмотрено при аккредитации.

Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы и испытания  и результаты оформляют протоколом.

Работа по экологической сертификации организуется путем создания систем сертификации однородной продукции, в которых устанавливаются правила сертификации с учетом особенностей ее производства (то же самое — для технологических процессов, производящих однородную продукцию, однородных природных объектов и природных ресурсов). Госкомэкология делегирует свои полномочия органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации. Если в системе экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

Деятельность органов по экологической  сертификации и испытательно-аналитических  лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Госкомэкологией России.

Органами по экосертификации и  испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в системе экологической  сертификации, могут быть территориальные  подразделения Госкомэкологии России и подведомственные ему организации  или другие независимые организации, имеющие статус юридического лица. Процедура аккредитации испытательно-аналитической лаборатории (центра) может быть заменена решением Госкомэкологии о признании результатов аккредитации этой лаборатории (центра) в другой системе.

 

Заключение

 

В ходе проделанной работы мы выяснили, что экосертификация способствует:

- внедрению экологически безопасных  технологических процессов и  оборудования;

- производству экологически безопасной  продукции на всех стадиях  ее жизненного цикла, повышению  ее качества и конкурентоспособности;

- созданию условий для организации  производств, отвечающих установленным  экологическим требованиям; 

- совершенствованию управления  хозяйственной и иной деятельностью; 

- предотвращению ввоза в страну  экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

- интеграции экономики страны  в мировой рынок и выполнению  международных обязательств.

Для создания правовой базы организации  и проведения работ по экосертификации  Минприроды России формирует Систему  экологической сертификации, включающую:

- комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы, нормативы  и правила экосертификации; 

- систему органов, обеспечивающих  организационно-методическое руководство  деятельностью по проведению  экосертификации, аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экосертификации, проведение экосертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание;

- Реестр Системы для учета  органов по экосертификации, сертифицированных  объектов, выданных экосертификатов.

Система предусматривает проведение обязательной и добровольной сертификации.

Экосертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

 

Список литературы

 

    1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
    2. Приказ Минприроды РФ от 23 января 1995 г. N 18 "Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации)".
    3. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)".
    4. Боголюбов С.А. Защита экологических прав – М.: 1996г.

5. материалы сайта www.ecolife.ru

1 Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды" //Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., N 10, ст. 457, в "Российской газете" от 3 марта 1992 г.

 

3 Жариков Ю. Г Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1997. Стр. 72.

 

4 Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001. Стр. 134.

 

5 Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001. Стр. 175.




Информация о работе Понятие и функции экологической сертификации