Организация охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:00, реферат

Описание

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по облегчению рационального природопользования. Экономические методы, включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование.

Содержание

Введение 3

1.Элементы механического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды 4
1.1 Планирование природопользования 4
1.2 Платежи за природопользование 5
2.Организация охраны окружающей среды.Стимулы 7
2.1 Экономический стимулы комплексного
использования природных ресурсов 7
2.2 Экономическое стимулирование экономии
сырьевых и материальных ресурсов 7
2.3 Плата за природные ресурсы,
сущность, стимулирующая функция 9
2.4 Платежи за загрязнение
окружающей природной среды 12

Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Природопользование.docx

— 47.96 Кб (Скачать документ)

Уменьшение        налогооблагаемой        прибыли        при        осуществлении природоохранных мероприятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощрительного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природопользования.

Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.

Анализ  практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении проблемы рационального природопользования. На это направлены усилия многих экономистов. 
 
 
 
 

2. Организация охраны окружающей среды. Стимулы 

2.1  Экономические стимулы  комплексного использования  природных ресурсов 

Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов.

В горнорудной  промышленности в состав статей при  регулировании себестоимости продукции исходя из доходов от обогащения включаются следующие статьи: при производстве щебня, вырабатываемого из скальных пород — сырье (стоимость израсходованной на изготовление щебня, исходя из среднегодовой плановой себестоимости I м2), себестоимость передела переработки щебня, общекомбинатские и внепроизводственные расходы; при реализации отходов обогащения, песка — затраты по подготовке к реализации; внепроизводственные расходы.

Дополнительная  прибыль от снижения против установленных  норм потерь полезных ископаемых при переработке и обогащении определяется на основе оценки сэкономленного объема сырой руды по плановой себестоимости добычи.

В развитие этого подхода в разработана  методика стимулирования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке. 
 

2.2 Экономическое стимулирование  экономии сырьевых  и материальных  ресурсов.

Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом  сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

В современных  условиях существенно возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении  процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности  основного звена промышленности — предприятия - открывает принципиально  новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования  на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на экономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях.

В целях  повышения заинтересованности рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих предприятий и организаций  в эффективном использовании  ресурсов в промышленности применяется система материального поощрения за экономично рациональное использование сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Рабочие, мастера, технологи, конструкторы и другие специалисты премируются за экономию конкретных видов материальных ресурсов против установленных технически обоснованных (среднепрогрессивных) норм расхода. Разрешается выплачивать премии в размере до суммы экономии материальных ресурсов в зависимости от вида и стоимости. Премии рабочим за экономию материальных ресурсов выплачиваются сверх предельных премий. При этом сохраняется действующий порядок премирования за экономию топлива, энергии и других ресурсов в случаях, когда установлены более высокие размеры поощрения.

Экономия  материальных ресурсов конкретных видов  определяется по итогам работы за квартал  по сравнению с теоретически обоснованными  нормами расхода, утвержденными  в установленном порядке. Сумма  экономии, полученная в отмеченном периоде, уменьшается на сумму допущенного  перерасхода в предыдущем периоде  календарного года по тому же виду материальных ресурсов, но не более чем на 50 %.

Важнейшее условие действенности системы  экономического стимулирования - достоверная  оценка трудового вклада каждого  работника в обеспечение экономии материальных ресурсов. При организации премирования необходимо точно выделить круг лиц, от которых зависит снижение затрат материалов, топлива и энергии.

Сумма премии за экономию материальных ресурсов по участку, агрегату распределяется руководителем структурного подразделения по согласованию с профсоюзной организацией между рабочими и специалистами с учетом их личного вклада в осуществление мероприятий по экономии.

Существует  специальная шкала размеров доли экономии или перерасхода) материальных затрат, на которую увеличиваются (или  уменьшаются) фонды поощрения. Шкала  позволяет нивелировать разную стоимость  материальных ресурсов на неодинаковую сумму экономии, приходящейся на 1 руб. заработной платы. При таком премировании большие требования предъявляются  к научной обоснованности расхода  материальных ресурсов, обеспечению  их систематического обновления, а  также становится недопустимым применение технически необоснованных норм. В целях усиления экономических стимулов для предприятий и повышения материальной заинтересованности их коллективов в более полном использовании производственных отходов, вторичных ресурсов установлено, что прибыль практически полученная от реализуемых товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства, остается в распоряжении предприятий независимо от их формы собственности. Размер отчислений зависит от уровня рентабельности (к издержкам производства при рентабельности до 25 % - полностью, а в части, превышающей 25 %,- в размере прибыли при условии, если стоимость отходов, израсходованных на производство указанных товаров и изделий, составляет 50 % от стоимости всего сырья и материалов, не считая вспомогательных материалов).

Кроме фонда заинтересованности существуют и другие специальные фонды премирования, например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных и цветных  металлов.

Результативность  материального стимулирования зависит  от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи — внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство.

Выплату премий можно производить только в случае уменьшения выделяемых предприятию  фондов на материальные ресурсы. Данное требование справедливо при прочих равных условиях. Так, некоторое увеличение фондов допустимо при опережающем росте объема производства, изменении ассортимента и др. Подобный подход побуждает предприятия к разработке целевых программ ресурсосбережения, ориентирует на улучшение конечных результатов материалопотребления.

Наряду  с разработкой и внедрением системы  материального стимулирования экономии  сырья,  топлива,   материалов  и  энергии  предусмотрены  санкции  за нерациональное их использование. Так введена имущественная ответственность предприятий    за    перерасход    сырьевых,    топливно-энергетических    и   других материальных ресурсов и за использование их не по назначению.

Под перерасходом материально-технических ресурсов понимается потребление их в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам, установленным отраслевыми министерствами или ведомствами, а также самими предприятиями. К перерасходу не относится повышенный расход материальных ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических характеристик выпускаемой продукции.

На предприятия, допустившие перерасход материалов (природных ресурсов), возлагается обязанность перечислить в бюджет двукратную стоимость израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала, в котором допущен перерасход. С момента совершения платежа в бюджет предприятие вправе потребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбытовой организацией, поставка продукции которой с отступлениями от условий договора послужила причиной допущенного перерасхода и применения мер хозяйственной ответственности.

При использовании  предприятием выделенных ему материальных ресурсов не по назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость. 

2.3 Плата за природные  ресурсы, сущность, стимулирующая функция. 

 В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается по показателям прибыльности и рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто порождает бесхозяйственное отношение к ним. До настоящего времени практически нет платежей за природные ресурсы исключение составляет плата за забираемую воду для промышленных целей, по пенная плата при отпуске лесозаготовителям запасов леса. В горнодобывающей промышленности для частичного погашение затрат на геологоразведочные работы установлены ставки возмещения затрат на эти работы, которые можно рассматривать как разновидность платы за природные ресурсы. При этом по большинству полезных ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на геологоразведочные работы.

Проведение  геологоразведочных работ, строительство  и эксплуатация горного предприятия  возможны лишь при условии предоставления специализированным организациям и  предприятиям отвода земельных участков. В настоящее время порядок установления компенсационных выплат регламентируется постановлением О возмещении убытков землепользователям от потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд. В нем указывается, что предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и несельскохозяйственных нужд земельные участки, за сельскохозяйственными угодьями, возмещают (помимо возмещения убытков землепользователям) потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих участков в размере стоимости освоения равновеликой площади земель с учетом проведения работ на вновь осваиваемых землях: мероприятий по их окультуриванию и повышению плодородности почв.

В компенсационных  ставках не учитываются потери, возникающие  при изъятии земельных участков в других сферах народного хозяйства (затрат, связанных с воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и  др.).

В основе установления всех этих платежей (кроме  процентной ставки) лежит «затратный»  метод, т. е. принцип восполнения  затрат государства на воспроизводство  соответствующих природных ресурсов. Это позволяет уловить лишь часть  приносимой дифференциальной ренты (издержек их замещения).

Один  из главных принципов начального этапа рыночной системы — равные условия работы для всех предприятий, различающихся географическим положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к  различным трудовым и материальным затратам на производство продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.

Таким образом, рентабельность и возможность  самофинансирования предприятий зависит  от объективных (природно-географических) и субъективных факторов, характеризующихся  уровнем общественного развития (спросом на продукцию, объемы производства продукции, уровень технического оснащения, уровень технологии и т. д.). В этих условиях необходимо решить проблему устранения влияния природных факторов на показатели предприятия, чтобы гарантировать им равные экономические возможности социального и технического развития. Однако в промышленности нет единой системы учета и оценки природного фактора, позволяющей методически правильно изымать у <привилегированных> предприятий дифференциальную ренту, в результате устойчивых и значительных дифференцирований индивидуальных издержек, обусловленных различными природно-географических условиями производства.

Информация о работе Организация охраны окружающей среды