Организационный механизм охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:30, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть экологическую безопасность природных объектов.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие экологической безопасности;
-рассмотреть понятие природных объектов;
- рассмотреть организационный механизм охраны окружающей природной среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «Экологическая безопасность»……………………………………..4
1.2 Правовая охрана природных объектов………………………………………6
2. Организационный механизм охраны окружающей природной среды…….9
2.1. Кадастры природных объектов и природных ресурсов………………….11
2.2. Мониторинг окружающей среды…………………………………………..13
2.3. Нормативы в области охраны окружающей среды……………………….15
Заключение………………………………………………………………………17
Нормативные документы и литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

Экология.docx

— 41.82 Кб (Скачать документ)

     Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

     Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.7

     Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Кадастры природных объектов и природных ресурсов 

     Кадастр – совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической оценке. Ведение кадастров осуществляется на федеральном, республиканском, краевом и областном уровнях. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы. Этими органами ведутся следующие кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, природно—заповедных объектов, лечебно—оздоровительных ресурсов природы и т. д.

     Основные  положения о кадастре определены в Федеральном законе РФ от 2 января 2000 г. № 28–ФЗ «О государственном земельном кадастре».

     Государственному  кадастровому учету подлежат земельные участки, которые расположены на территории РФ вне зависимости от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Ведение государственного земельного кадастра на всей территории РФ осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.8

     Правовой  основой ведения водного кадастра является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74–ФЗ. Водное законодательство определяет порядок ведения водного кадастра, в рамках которого производится паспортизация рек и озер, которые имеют экологическое, экономическое и рекреационное значение. Лесной кодекс определяет правовой статус государственного лесного кадастра. При ведении государственного лесного кадастра используются данные государственного учета лесного фонда, осуществляемого на основании ст. 67 ЛК РФ. Государственный лесной кадастр ведется Министерством природных ресурсов РФ и его органами на местах.

     Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах» определяет правовой режим ведения кадастра месторождений полезных ископаемых. Данный кадастр ведется федеральным органом управления Государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ).

     Кадастр животного мира ведется на основании Федерального закона РФ от 24 апреля 1995 г. № 52–ФЗ «О животном мире». Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Организация и ведение этого кадастра осуществляется специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания.

     Кадастр природно—заповедных объектов ведется на основании Федерального закона РФ от 14 марта 1995 г. № 33–ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Порядок ведения указанного кадастра устанавливается Правительством РФ.

     К прочим кадастровым документам относятся  учет загрязнителей окружающей среды, который проводится по количеству и составу выбросов, и учет размещения отходов по составу и токсичности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Мониторинг окружающей среды 

     Мониторинг  окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

     Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.9

     Цели экологического мониторинга (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»):

     1) наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;

     2) наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;

     3) обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

     Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, может предоставляться для использования:

     1) органам государственной власти РФ;

     2) органам государственной власти субъектов РФ;

     3) органам местного самоуправления.

     Сведения, полученные при проведении государственного экологического мониторинга, предназначены для разработки:

     1) прогнозов социально—экономического развития

     2) федеральных программ в области экологического развития РФ;

     3) целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

     Информация  о состоянии окружающей природной  среды и ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, и могут распространяться двумя способами:

     1) бесплатно в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей;

     2) по договорам.

     На  современном этапе в РФ проводится государственный экологический мониторинг:

     1) водных объектов;

     2) водных биоресурсов;

     3) качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения;

     4) атмосферного воздуха;

     5) состояния внутренних морских вод и территориальных морей;

     6) объектов животного мира;

     7) уникальной экологической системы озера Байкал;

     8) социально—гигиенический.

     С этой целью создана ведомственная  наблюдательная сеть. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Нормативы в области охраны окружающей среды 

     Нормативы качества окружающей природной среды – это предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека.

     Общие требования к содержанию этих норм сформулированы в ФЗ «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

     1) экологическая безопасность населения;

     2) сохранение генетического фонда, т. е. не только растений и животных, но и генетического фонда человека;

     3) обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности.

     Предельно допустимые нормативы – это своего рода компромисс между экономикой и экологией, который позволяет развивать хозяйство и охранять жизнь и благополучие человека на основе взаимной заинтересованности.10

     Из  всех перечисленных нормативов выделяют три группы:

     1) санитарно—гигиенические нормативы, к которым относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ – химических, биологических, физических воздействий, нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней рационального воздействия. Цель таких нормативов заключается в определении показателей качества окружающей среды в отношении здоровья человека;

     2) производственно—хозяйственные нормативы.

     Во  главе этой группы стоят нормативы  выбросов и сбросов вредных веществ. К рассматриваемым нормативным  актам относятся также любые  другие требования, предъявляемые к  источникам с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека; вспомогательные нормы и правила. Их основная задача состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

     Постановлением  Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 утвержден порядок разработки и утверждения экологических нормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

     Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатываются самими предприятиями. При этом учитываются предложения местных органов самоуправления, научных учреждений, общественных организаций, мнения общественности.

     Порядок разработки норм в области использования  томной энергии определен в Положении от 1 декабря 1997 г. № 1511 «О разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования томной энергии».

     В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 19 декабря 1996 г. № 1504 «О порядке разработки утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» осуществляется разработка нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности являются:

     земли, недра, почвы;

     поверхностные и подземные воды;

     леса  и иная растительность, животные и  другие организмы и их генетический фонд;

     атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство.

     В первую очередь охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не были подвержены антропогенному воздействию.

     Естественная  экологическая система представляет собой объективно существующую часть природной среды, имеющую пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии.

     Природный ландшафт – территория, не подверженная изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, которые сформированы в единых климатических условиях.

     Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены географическими и иными соответствующими признаками.

Информация о работе Организационный механизм охраны окружающей природной среды