Охрана окружающей природной среды при пользовании недрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:34, реферат

Описание

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Недропользование в системе природопользования……………………...4
Эколого – правовой режим пользования недрами……………………….8
Система экологического регулирования недропользования…………..11
Заключение……………………………………………………………………….18
Использованная литература………

Работа состоит из  1 файл

охрана окружающей природной среды при пользовании недрами.docx

— 35.61 Кб (Скачать документ)

     Различается государственное регулирование  со стороны собственников недр, которое  осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недропользователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование).

      В ее состав следует выделять три взаимосвязанных  элемента:

- экологическая  экспертиза;

- экологический  контроль;

- экологический  мониторинг.

     Государственная экологическая экспертиза – это мероприятие организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время таким органом является [служба по надзору в сфере природопользования] - Росприроднадзор) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

     Государственная экологическая экспертиза предварительно оплачивается в полном объеме заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не превышает 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (федерального или регионального уровня соответственно).

     Объекты экологической экспертизы федерального уровня указаны в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", регионального уровня - в статье 12. Объектами государственной экологической  экспертизы федерального уровня являются:

     1) проекты нормативно-технических  и инструктивно-методических документов  в области охраны окружающей  среды, утверждаемых органами  государственной власти Российской  Федерации; 

     2) проекты федеральных целевых  программ, предусматривающих строительство  и эксплуатацию объектов хозяйственной  деятельности, оказывающих воздействие  на окружающую среду, в части  размещения таких объектов с  учетом режима охраны природных  объектов;

     3) проекты соглашений о разделе  продукции; 

     4) материалы обоснования лицензий  на осуществление отдельных видов  деятельности, которые оказывают  негативное воздействие на окружающую  среду и лицензирование.;

     5) проекты технической документации  на новые технику, технологию, использование которых может  оказать воздействие на окружающую  среду, а также технической  документации на новые вещества, которые могут поступать в  природную среду; 

     6) материалы комплексного экологического  обследования участков территорий, обосновывающие придание этим  территориям правового статуса  особо охраняемых природных территорий  федерального значения, зоны экологического  бедствия или зоны чрезвычайной  экологической ситуации;

     7) объекты государственной экологической  экспертизы, указанные в Федеральном  законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О  континентальном шельфе Российской Федерации";

     8) объект государственной экологической  экспертизы, указанный в настоящей  статье и ранее получивший  положительное заключение государственной  экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по  замечаниям проведенной ранее  государственной экологической  экспертизы; реализации такого объекта  с отступлениями от документации, получившей положительное заключение  государственной экологической  экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

     Объекты государственной экологической  экспертизы регионального уровня Государственная  экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным  законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической  экспертизы регионального уровня являются:

     1) проекты нормативно-технических  и инструктивно-методических документов  в области охраны окружающей  среды, утверждаемых органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации; 

     2) проекты целевых программ субъектов  Российской Федерации, предусматривающих  строительство и эксплуатацию  объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую  среду, в части размещения таких  объектов с учетом режима охраны  природных объектов;

     3) материалы обоснования лицензий  на осуществление отдельных видов  деятельности, лицензирование которых  осуществляется в соответствии  с Федеральным законом "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" органами исполнительной  власти субъектов Российской;

     4) материалы комплексного экологического  обследования участков территорий, обосновывающие придание этим  территориям правового статуса  особо охраняемых природных территорий  регионального значения;

     5) объект государственной экологической  экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье  и ранее получивший положительное  заключение государственной экологической  экспертизы, в случае:

     Результатом проведения государственной экологической  экспертизы является заключение государственной  экологической экспертизы. Положительное  заключение государственной экологической  экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. Лица, признанные виновными в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, материальной, уголовной ответственности.

     Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

     Обычно  на территории уже имеется ряд  сетей наблюдений, принадлежащих  различным службам, и которые  ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений становится на базе имеющихся в регионе ведомственных данных, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.

     Виды  мониторинга

     Системы мониторинга или его виды различаются  по объектам наблюдения. Поскольку  компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и  энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы  и др., то выделяют соответствующие  им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные.

     При недропользовании мониторинг окружающей среды должны вести и сами недропользователи. Это необходимо осуществлять в течении всего периода действия лицензии на пользование недрами с целью получения оперативной достоверной информации возможности своевременного принятия необходимых мер, направленных на соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды.

     Экологический контроль

     В соответствии с действующим законодательством  основными задачами экологического контроля являются :

        -    наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

     -    проверка выполнения планов и  мероприятий по охране природы,  рациональному использованию природных  ресурсов, оздоровлению окружающей  природной среды, соблюдение требований  природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых  мер по и обеспечению.

     Законом установлен круг полномочий должностных  лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относиться право :

     -    посещать предприятия, учреждения  и организации не зависимо  от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами,  необходимыми для исполнения  служебных обязанностей;

     -    проверять работу очистных сооружений  и установок, а так же установленных  природоохранных требований и  нормативов;

     -    устанавливать нормативы и давать  разрешения на сборы и выбросы  вредных веществ;

     -    назначать государственную экологическую  экспертизу;

     -    требовать устранения выявленных  недостатков, привлекать виновных  лиц к административной ответственности,  направлять материалы л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

     -    принимать решения об ограничении,  приостановлении, прекращении функционирования  любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических  требований.

     Обще  – экологический контроль относиться к компетенции высших звеньев  государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области  охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное  управление в администрации Президент  РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

     Действующим законодательством федеральным  органом власти предоставлено право  не только, осуществлять государственный  контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ « О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

     К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление  о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание  об ограничении ( приостановлении ) или  прекращении финансирования хозяйственной  и иной деятельности.Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

     В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Охрана окружающей природной среды при пользовании недрами