Объекты экологических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:40, реферат

Описание

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Наибольший интерес представляет классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

Владимирский  государственный  университет 
 
 
 

Кафедра: гражданского права и процесса 

Реферат

по  предмету Экологическое право

на  тему: «Объекты экологических отношений» 
 
 
 

  Группа  ЗЮуд-110 
 

Преподаватель

Анисимова А. М. 

Разработал  студент

Ахрамеев  Д. Е.

   

 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. ВВЕДЕНИЕ          3
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ         15
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ.
 

   Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права. 

   Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Наибольший интерес представляет классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «Об охране окружающей природной среды» следует различать правовые отношения в сфере: 

- естественных  экологических систем и озонового слоя атмосферы; 

- земельных,  горных, водных, лесных отношений,  отношений по поводу использования  и охраны атмосферного воздуха,  животного мира, микроорганизмов,  генетического фонда, природных  ландшафтов; 

- особо  охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.
 

   Объекты экологических правоотношений –  природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные  природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

   Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.

   Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.

   Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности, К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

   В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные  комплексы, которые не подвергались антропогенному воздействию. 

   Характер  объекта правоотношения, его особенности  обуславливают права и обязанности, которыми наделяется субъект правоотношений. При наличии, скажем, такого объекта  правоотношения, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при хозяйственном использовании земель приоритет получают предупредительные, разрешительные меры. 

Объекты экологических правоотношений подразделяются на три категории: 

* интегрированные,  к которым относится окружающая природная среда; 

* дифференцированные, то есть отдельные природные  объекты (земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный  воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический  фонд, природные ландшафты); 

Земля

     Все земли, находящиеся в пределах РФ, составляют единый земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права  на земельные участки осуществляются в разных формах, общество несет  ответственность за их состояние, использование  и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель - они организуют и осуществляют землеустройство, ведут земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

     Важной  прерогативой управления земельным  фондом является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет, во-первых, не допускать без достаточных  оснований перевод их из одной  категории в другую, во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.

     Стабильность  целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования всегда являлись основными принципами российского земельного права.

     К землям сельскохозяйственного назначения относятся пашня, выгон, сенокос, сад, огород, используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства. Площадь земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства, ежегодно сокращается на сотни тысяч гектаров, что не может не вызвать тревогу и заставляет задуматься об экологической и продовольственной безопасности страны.

     Сельскохозяйственные угодья составляют большую часть земель сельскохозяйственного назначения. Но земли, непосредственно используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, имеются и в составе земель населенных пунктов. В ст. 71 Земельного кодекса РФ среди прочих видов земель населенных пунктов названы и земли сельскохозяйственного использования. Сельскохозяйственные угодья могут находиться и в составе земель лесного фонда. В ч. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ определено, что к землям лесного фонда относятся как земли, занятые лесом, так и нелесные земли, в том числе занятые сельскохозяйственными угодьями.

     Второй  категорией земель являются земли населенных пунктов. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства  зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.

     Индустриализация  и научно-технический прогресс обусловили выделение земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ранее они назывались землями специального назначения). 

Самой большой категорией земельного фонда  по площади считаются земли лесного  фонда, режим которых подчиняется  правилам использования, охраны и воспроизводства  лесов на них произрастающих. К  землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного назначения. Резервом являются земли запаса.

     В отношении каждого вида земель предусматривается  полномочный орган, имеющий право  перевода земель из одной категории  в другую. Нарушение установленной  подведомственности перевода земель из категории в категорию может  явиться основанием для признания  недействительными актов или сделок, для отказа в государственной регистрации прав на землю.

     Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое. Общее управление землями возложено на органы общей  и специальной компетенции и  распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное Собрание, Президента, Правительство РФ. Это - органы общей компетенции. 

Воды

     Определение данного объекта требует уточнения, так как водное законодательство разграничивает понятия «вода» и «воды». Если «воды» - это вся вода, находящаяся в водных объектах, то есть в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, то «вода» - это изъятое из природной среды вещество, которое уже не находится в водном объекте. Оно может быть заключено в резервуарах, других емкостях, водопроводных трубах и просто в бытовой посуде для питья и использовано для повседневных нужд. Отношения, связанные с использованием «воды», регулируются гражданским законодательством, как и другие вещи, находящиеся в товарном обороте.

     Отношения же по поводу «вод», то есть воды, находящейся  в окружающей природной среде  и сосредоточенной в водных объектах, регулируются водным законодательством. Ограниченность водного пространства рамками водного объекта имеет важное значение для определения сферы действия водного законодательства. Так, если вода, хотя и находится в окружающей природной среде (например влага в атмосфере), но не сосредоточена в водных объектах, то отношения по поводу этой воды не являются предметом регулирования водного законодательства. То же можно сказать о поверхностном стоке воды (водосборной площади). Безусловно, сток воды находится непосредственно в окружающей природной среде, но пока он не сформировал водного объекта, его рассеянная в природе вода не образует предмета водного законодательства.

     Закон подразделяет воды на поверхностные  и подземные. Если использование  поверхностной воды водного объекта  регулируется исключительно водным законодательством, то отношения по поводу использования подземных вод могут регулироваться не только водным законодательством, но и законодательством о недрах.

     В определенных случаях, когда речь идет о водных запасах страны, субъектов  РФ, о планировании их рационального использования и охраны, о других проблемах хозяйственной эксплуатации водных объектов, в законодательстве используется термин «водные ресурсы». Водные ресурсы - это все находящиеся на территории РФ поверхностные и подземные воды. Они могут быть неиспользуемыми на данный момент природными запасами воды.

     Под водным объектом понимают не только запас  воды, сосредоточенный в определенных границах на поверхности земли и  под землей, но и те элементы земной коры (или же искусственные сооружения), которые облегают водную массу. Вместе с тем, в понятие водного объекта не входит погруженная, плавающая и донная растительность, водная живность, микроорганизмы, а также наносы.

     Формирование  Водного законодательства находится  в совместном ведении России и ее субъектов и состоит из Водного кодекса РФ 1995 г. и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов.

     Водное  законодательство регулирует отношения  в области использования и  охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду: поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Информация о работе Объекты экологических отношений