Лекции по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:49, курс лекций

Описание

2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности
2.1. Цель экологической безопасности

Работа состоит из  1 файл

ЭП СРС.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

В зоне экологического бедствия Приаралья (178 населенных пунктов  с населением 186,3 тыс. человек) наблюдается  высокий уровень желудочно-кишечных заболеваний и анемии, особенно среди  женщин и детей, детской смертности и врожденной патологии.

В целях ликвидации угроз внутренней безопасности страны необходимо провести мероприятия по комплексному анализу социально-экономических  и экологических условий проживания населения в зонах экологического бедствия, оценить обеспеченность его качественной питьевой водой, разработать экологические требования и осуществить оздоровительно-реабилитационные мероприятия с учетом экологической оценки территорий и последствий влияния ядерных взрывов и иных факторов на здоровье населения и окружающую среду. До 2007 года разработать программу внутренней миграции населения и хозяйственного использования территорий зон экологического бедствия.

Выработка предложений  по комплексному решению проблем  бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона и Приаралья будет осуществляться межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 22 августа 2003 года N 182-р.

3.2.2. Проблемы, связанные  с интенсивным освоением ресурсов

шельфа Каспийского  моря

Широкое освоение углеводородных ресурсов государствами  бассейна Каспийского моря увеличивает  масштаб негативного воздействия  на морские и прибрежные экосистемы. В условиях неопределенности статуса  моря существенное значение приобретают  внешние экологические угрозы трансграничного характера.

Предстоящее массированное  освоение углеводородного сырья  в казахстанском секторе моря представляет потенциальную угрозу экологической безопасности страны.

Рамочной конвенцией по защите окружающей морской среды  Каспийского моря и региональной стратегией приоритетных действий определяются основные направления по использованию ресурсов Каспийского моря и общему взаимодействию между прикаспийскими странами в отношении предстоящих мероприятий по охране экосистемы Каспия.

В Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря до конца 2005 года предусматриваются проведение специальных исследований по определению предельно возможного уровня добычи углеводородов без нанесения ущерба морским и прибрежным экосистемам, осуществление геодинамического мониторинга, ликвидация бесхозных нефтяных скважин и других исторических загрязнений, принятие мер по прекращению сжигания попутного газа на факелах и несанкционированного захоронения нефтяных труб и оборудования, имеющих радиоактивное загрязнение.

Результатом исследований должна быть разработка четких нормативных  экологических требований, обеспечивающих экологически безопасную хозяйственную  деятельность на море, включающих зонирование  Каспийской заповедной зоны.

3.2.3. Истощение и загрязнение водных ресурсов

Казахстан относится  к категории стран с большим  дефицитом водных ресурсов. В настоящее  время водные объекты интенсивно загрязняются предприятиями горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, коммунальными службами городов и представляют реальную экологическую угрозу. Наиболее загрязнены реки Иртыш, Нура, Сырдарья, Или, озеро Балхаш. Загрязнению подвержены также подземные воды, являющиеся основным источником питьевого водоснабжения населения.

Несбалансированность между антропогенной нагрузкой на водные объекты и их способностью к восстановлению привела к тому, что экологическое неблагополучие стало характерно практически для всех крупных речных бассейнов, а недостаточное финансирование нужд водного хозяйства стало причиной крайне неудовлетворительного (местами аварийного) технического состояния водохозяйственных объектов и серьезного обострения проблем снабжения населения питьевой водой.

Для решения  существующих проблем постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2002 года N 71 одобрена Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года, в которой определены основные пути решения проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов. Также постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93 утверждена Отраслевая программа "Питьевые воды" для устойчивого обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, приняты Водный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан "О сельских потребительских кооперативах водопользователей", в 2005-2010 годы будут проведены работы по разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов основных речных бассейнов.

В рамках принятых программных документов в 2005 году необходимо разработать республиканскую целевую  программу по водосбережению, реализация которой позволит ограничить темпы  и объемы развития водоемких производств, повсеместно внедрить водосберегающие технологии, оборотные и замкнутые системы водопользования, снизить удельное водопотребление на единицу продукции и эксплуатационные потери, оснастить водохозяйственные системы современными средствами учета и регулирования. Программа должна включать в себя также и мероприятия по дифференциации действующих ставок платы за использование водных ресурсов, оптимизации ценообразования за услуги по подаче воды водопользователям с поэтапным переводом затрат по содержанию и ремонту водохозяйственных объектов на самоокупаемость.

В целях уменьшения нагрузок на речные экосистемы и для  предотвращения их загрязнения и  засорения в течение 2005-2010 годов  будут разработаны проекты водоохранных зон и полос для всех используемых водных объектов, в 2005-2006 годы будет проведен комплекс научно-прикладных исследований по выработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий и целевых показателей состояния вод, что позволит осуществить поэтапный переход от точечного к совокупному нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Все это ускорит внедрение новых технологий при строительстве и реконструкции сооружений по очистке сточных вод.

Для увеличения количества и улучшения качества располагаемых водных ресурсов в  регионах, испытывающих дефицит в  воде, необходимо продолжить работы по регулированию речного стока, в том числе по межбассейновому перераспределению, а также интенсификации использования питьевых подземных вод.

3.2.4. Исторические  загрязнения

К историческим источникам загрязнения относятся  бесхозные в настоящее время объекты: нефтегазовые и гидрогеологические скважины, шахты, рудники (в том числе с радиоактивными отходами), хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической безопасности страны.

В настоящее время реализуются Программа по ликвидации радиоактивных отвалов уранодобывающей промышленности и Программа по ликвидации бесхозных нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин. Однако эти программы не полностью охватывают все виды исторических загрязнений. Поэтому существует необходимость разработки программы по ликвидации исторических загрязнений. В этой программе поэтапно предполагается до 2006 года провести полную инвентаризацию всех объектов исторических загрязнений с оценкой их воздействия на окружающую среду, а с 2010 года начать работы по ликвидации таких объектов.

В целях недопущения  возникновения новых загрязнений  необходимо разработать и внедрить правовые, экономические и иные механизмы, исключающие их появление.

3.2.5. Вопросы  трансграничного характера

К трансграничным экологическим проблемам относятся  вопросы вододеления, загрязнения  трансграничных водных объектов, атмосферного воздуха и почвы, перемещения  опасных технологий, веществ и  отходов, разработки приграничных месторождений  полезных ископаемых, сохранения уникальных природных комплексов.

Трансграничные  экологические проблемы представляют реальную внешнюю угрозу экологической  безопасности страны, решение которых  обеспечивается совместными действиями сопредельных государств в рамках международных договоров.

В начале 2003 года Казахстан присоединился к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и  их удалением, что позволило установить новые таможенные правила по декларированию опасных отходов и предотвратить в последующем их поступление на территорию республики под видом вторичного сырья и продукции.

Казахстан присоединился  к Хельсинской конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, позволяющий сформировать единые правовые подходы к решению проблем рационального использования и охраны трансграничных рек. Однако, остальные страны центральноазиатского региона не присоединились к данной Конвенции и поэтому не приняли меры по обеспечению использования стока трансграничных водотоков разумным и справедливым образом, предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ, выполнению принципа "загрязнитель платит".

Для предупреждения и ликвидации экологических угроз  трансграничного характера необходимо:

провести в 2005-2007 годах совместные исследования по экологической  оценке приграничных районов Казахстана и сопредельных государств;

решить трансграничные водные проблемы путем продвижения  инициатив Казахстана по присоединению  центральноазиатских государств к Хельсинской конвенции;

в целях сохранения уникальных природных комплексов предусмотреть  в течение 2005-2006 годов создание трансграничных биосферных территорий в Западном Тянь-Шане и Алтай-Саянском регионе.

Результаты от принятых мер будут способствовать выявлению, уменьшению и ликвидации потенциальных трансграничных экологических угроз.

3.2.6. Воздействие  полигонов военно-космического

и испытательного комплексов

В настоящее  время на территории Республики Казахстан  функционируют четыре военно-испытательных полигона и комплекс "Байконур". Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население.

Пуски ракет-носителей  с космодрома "Байконур" обеспечены наличием районов падения отделяющихся частей общей площадью 12,24 млн. гектаров. В этих условиях оценка состояния  окружающей среды занимает важное положение  в решении проблемы предотвращения и ликвидации техногенного воздействия в местах производства, испытаний, хранения и эксплуатации космических средств, военной техники и военных объектов, а также в местах размещения промышленных организаций, дислокации воинских частей и соединений, осуществляющих ракетно-космическую деятельность.

В настоящее  время проводятся научно-исследовательские  работы по бюджетной программе "Мониторинг экологического состояния участков территории Республики Казахстан, подверженных ракетно-космической деятельности".

Также в рамках Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса  страны на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан  от 29 декабря 2002 года N 1449, начаты комплексные  гидрогеологические и геоэкологические исследования территорий военно-испытательных полигонов.

Поскольку в  решении ряда задач космическим  средствам нет альтернативы, то снижение воздействия ракетно-космической  деятельности на окружающую среду и  здоровье населения, обеспечение экологической безопасности ракетно-космических комплексов приобретают все большую актуальность.

В этой связи  в 2005 году необходима разработка программы  по мониторингу экологического состояния  территорий полигонов.

3.3. Локальные  экологические проблемы

3.3.1. Загрязнение  воздушного бассейна

Основное загрязнение  атмосферы связано с выбросами  от предприятий цветной металлургии, теплоэнергетики, черной металлургии, нефтегазового комплекса и транспорта. Реальность угроз от загрязнения  атмосферного воздуха сказывается на ухудшении здоровья населения и деградации окружающей среды.

Проблема загрязнения  атмосферного воздуха присуща в  основном крупным городам и промышленным агломерациям, где проживает около  половины населения республики.

К наиболее загрязненным отнесены 10 городов, 8 из которых - с высоким уровнем загрязнения воздуха. Причинами высокого уровня загрязнения воздуха в городах являются устаревшие технологии производства, неэффективные очистные сооружения, низкое качество применяемого топлива, слабое использование возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. При этом значительная часть населения промышленных центров проживает в зоне повышенного влияния вредных выбросов, так как более 20% предприятий не имеют нормативной санитарно-защитной зоны.

Резкое увеличение числа автомобилей вызывает рост концентрации оксида углерода и диоксида азота в крупных городах (Алматы, Усть-Каменогорск, Шымкент), где среднегодовые концентрации этих веществ превышают предельно допустимые.

Загрязнение воздушного бассейна также связано с разработкой старых и освоением новых месторождений углеводородного сырья, что приводит к увеличению загрязнения атмосферы сероводородом, меркаптанами. Сжигание на факелах попутного газа сопровождается выбросом в атмосферу большого количества парниковых газов, оксидов серы и азота, вокруг месторождений формируется повышенный тепловой фон.

Информация о работе Лекции по "Экологии"